РУС БЕЛ ENG

Родительский университет

  • ПЛАН

    РАБОТЫ БАЦЬКОЎСКАГА ЎНІВЕРСІТЭТА

    ДУА ,,Валішчанская сярэдняя школа” Пінскага раёна

    на 2024/2025 навучальны год

     

    Мэта Бацькоўскага ўніверсітэта — павышэнне педагагічнай і псіхалагічнай культуры бацькоў, фарміраванне адказнага, пазітыўнага бацькоўства. Універсітэт педагагічных ведаў для бацькоў павінен спрыяць усталяванню кантактаў бацькоў са школай, узаемадзеянню бацькоў і педагогаў у выхаванні, развіцці і сацыялізацыі дзіцяці.

     

    Асноўныя задачы Бацькоўскага ўніверсітэта:

     

    • фарміраванне каштоўнасна-сэнсавых асноў бацькоўства; актуалізацыя пачуцця адказнасці за выкананне бацькоўскіх функцый;

     

    • фарміраванне і развіццё псіхолага-педагагічных кампетэнцый бацькоў у галіне сямейнага выхавання (фарміраванне ведаў аб сямейнай псіхалогіі, дзіцяча-бацькоўскіх адносінах, узроставых асаблівасцях дзяцей; фарміраванне гарманічных сямейных адносін, навыкаў канструктыўнага ўзаемадзеяння з дзецьмі і інш.), садзейнічанне развіццю навыкаў самаадукацыі бацькоў;

     

    • забеспячэнне мэтанакіраванай работы па прафілактыцы сямейнага недабрабыту і сацыяльнага сіроцтва, зніжэнне рызыкі канфліктных сітуацый і крызісных станаў, узнікнення цяжкасцей у сямейным выхаванні, аказанне своечасовай псіхолага-педагагічнай і інфармацыйнай дапамогі сем’ям, якія трапілі ў цяжкую жыццёвую сітуацыю;

     

    • арганізацыя эфектыўнага супрацоўніцтва і партнёрства бацькоў навучэнцаў і ўстановы адукацыі.

     

     

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ГУО "ВАЛИЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" ПИНСКОГО РАЙОНА

  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с рекомендациями по реализации в учреждениях общего среднего образования республиканского проекта "Родительский университет" и определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу родительского университета организует директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классные руководители, педагог социальный привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет  заместитель директора по учебно-воспитательной работе, либо в случае его отсутствия директор учреждения образования.

  1. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является:

создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

-  организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

-  правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

-   психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

-    гражданское: о путях развития образования, школы.

- консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

-  научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

-   расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

-  организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

-    построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

-    трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

2.4. Три ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования,

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в мероприятиях).

  1. Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

создается на базе ГУО «Валищенская средняя школа» Пинского района;

создается на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность родительского университета заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в случае его отсутствия директор учреждения образования;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет», для последующего размещения тематической информации в рамках родительского университета.

3.2. Координатор родительского университета:

-  несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогом, педагогам-психологом;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

-   ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.4. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета.

3.5. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу, учебно-методическим формированиям информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана родительского университета.

3.6. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

  1. Структура родительского университета.

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотеку и др.

4.3. Классные руководители организовывают мероприятия родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы.

  1. Документация

- приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;

-   Положение о родительском университете;

-   план работы на учебный год;

- методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

  1. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

 

 

свернуть

ПЛАН РАБОТЫ БАЦЬКОЎСКАГА ЎНІВЕРСІТЭТА I ступень — «Маё дзіця — малодшы школьнік» для бацькоў вучняў I—IV класаў

Тэмы заняткаў

Тэрміны

Адказны

1  клас

1.

Лекцыя «Адаптацыя навучэнцаў у 1-м класе»

27.09. 2024

Бахур Л.П.

2.

Гутарка-практыкум «Рэжым дня школьніка»

15.10. 2024

Бахур Л.П.

3.

Круглы стол «Значэнне сямейных традыцый у фарміраванні і развіцці дзіцяці»

24.01.2025

Бахур Л.П.

4.

Трэнінг «Станоўчыя эмоцыі ў жыцці школьніка»

19.04. 2025

Бахур Л.П.

2 клас

1.

Круглы стол «Як бацькі могуць дапамагчы дзіцяці вучыцца»

30.10.2024

Лазюк Л.Д.

2.

Лекцыя «Галоўныя правілы здаровага ладу жыцця»

24.12.2024

Лазюк Л.Д.

3.

Трэнінг «Уплыў сям’і на эмацыйны стан дзіцяці»

26.03.2025

Лазюк Л.Д.

4.

Дыскусія «Працоўнае выхаванне дзяцей у сям’і»

28.05.2025

Лазюк Л.Д.

3 клас

1.

Семінар-практыкум «Значэнне школьнай адзнакі ў жыцці дзіцяці»

31.10.2024

Урбан А.І.

2.

Канферэнцыя «Псіхалагічныя і фізіялагічныя асаблівасці трэцякласнікаў»

26.12.2024

Урбан А.І.

3.

Круглы стол «Здаровая сям’я — здаровае дзіця»

19.02.2025

Урбан А.І.

4.

Лекцыя «Эфектыўныя зносіны ў сям’і — залог поспеху школьніка»

23.04.2025

Урбан А.І.

4 клас

1.

Лекцыя  «Узроставыя псіхафізіялагічныя асаблівасці навучэнцаў  4 класа»

23.10.2024

Бурчук Ю.С.

2.

Семінар-практыкум «Як навучыць сваё дзіця жыць у свеце людзей»

18.12.2024

 

Бурчук Ю.С.

3.

Круглы стол «Дзіця і камп’ютар»

12.03.2025

Бурчук Ю.С.

4.

Дыскусія «Кнігі ў жыцці школьніка».

14.04.2025

Бурчук Ю.С.

свернуть

ПЛАН РАБОТЫ БАЦЬКОЎСКАГА ЎНІВЕРСІТЭТА II ступень — «Маё дзіця — падлетак» для бацькоў вучняў V—IX класаў

Тэмы заняткаў

Тэрміны

Адказны

5 клас

1.

Семінар-практыкум «Адаптацыя ў 5 класе»

29.10.2024

Лазіцкая В.В.

2.

Лекцыя «Дзіця сярод аднагодкаў».

26.12.2024

Лазіцкая В.В.

3.

Круглы стол «Ваша дзіця вырасла»

20.02.2025

Лазіцкая В.В.

4.

Форум «Меры пакарання і заахвочвання ў сучаснай сям’і»

24.05.2025

Лазіцкая В.В.

6 клас

1.

Лекцыя «Сям’я як персанальнае мікраасяроддзе жыцця і развіцця дзіцяці. Маральныя і культурныя каштоўнасці сям’і»

25.10.2024

Прыгодзіч В.В.

2.

Трэнінг «Прафілактыка праблемных паводзін падлеткаў»

20.12.2024

Прыгодзіч В.В.

3.

Форум «Бяспека падлеткаў у сетцы Інтэрнэт»

21.03.2025

Прыгодзіч В.В.

4.

Канферэнцыя «Арганізацыя летняга адпачынку падлеткаў»

29.05.2025

Прыгодзіч В.В.

7 клас

1.

Лекцыя «Псіхалагічныя і фізіялагічныя асаблівасці сямікласнікаў»

25.10.2024

Кахавец Н.І.

2.

Круглы стол «Прафілактыка правапарушэнняў падлеткаў»

20.12.2024

Кахавец Н.І.

3.

Канферэнцыя «Правілы паводзін з падлеткамі: асаблівасці пераходнага ўзросту»

21.03.2025

Кахавец Н.І.

4.

Трэнінг «Як павысіць вучэбную матывацыю падлеткаў»

23.05.2025

Кахавец Н.І.

8 клас

1.

Лекцыя «Жыццёвыя мэты падлеткаў»

25.10.2024

Бунькевіч А.П.

2.

Канферэнцыя «Як зберагчы падлетка ад гвалту»

26.12.2024

Бунькевіч А.П.

3.

Круглы стол «Асцярожна: суіцыд»

26.03.2025

Бунькевіч А.П.

4.

Трэнінг «Культура паводзін у канфліктных сітуацыях»

27.05.2025

Бунькевіч А.П.

9 клас

1.

Лекцыя «Партрэт сучаснага падлетка»

28.10.2024

Кулікова Н.М.

2.

Круглы стол «Агрэсія, яе прычыны і наступствы»

27.12.2024

Кулікова Н.М.

3.

Лекцыя «Фарміраванне здаровага ладу жыцця: шкодныя звычкі і як ім супрацьстаяць»

28.03.2025

Кулікова Н.М.

4.

Канферэнцыя «Прафесійная арыентацыя дзевяцікласнікаў. Як дапамагчы падлетку выбраць прафесію»

30.05.2025

Кулікова Н.М.

свернуть

ПЛАН РАБОТЫ БАЦЬКОЎСКАГА ЎНІВЕРСІТЭТА III ступень — «Маё дзіця — старшакласнік» для бацькоў навучэнцаў X—XI класаў

Тэмы заняткаў

Тэрміны

Адказны

10 клас

1.

Лекцыя «Здароўе — гэта жыццё»

28.09.2024

Труцык Н.У.

2.

Форум «Першае каханне ў жыцці вашага дзіцяці»

13.12.2024

Труцык Н.У.

3.

Круглы стол «Роля сям’і ў фарміраванні рэпрадуктыўнага здароўя юнакоў і дзяўчат»

21.03.2025

Труцык Н.У.

4.

Трэнінг «Як дапамагчы старшакласніку стаць упэўненым у сабе?»

17.05.2025

Труцык Н.У.

11 клас

1.

Семінар-практыкум «Як дапамагчы старшакласніку ў прафесійным самавызначэнні?»

24.10.2024

Галоўчык Л.Л.

2.

Канферэнцыя «Як зберагчы дзіця ад залежнасцей?»

18.12.2024

Галоўчык Л.Л.

3.

Круглы стол «Падрыхтоўка старшакласнікаў да будучага сямейнага жыцця»

19.03.2025

Галоўчык Л.Л.

4.

Семінар-практыкум «Як дапамагчы дзіцяці ў перыяд падрыхтоўкі да іспытаў?»

21.05.2025

Галоўчык Л.Л.

свернуть

РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАК СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ И ПОДДЕРЖКИ СЕМЬЕ

   В статье рассматривается проблема взаимодействия учреждения образования и семьи в вопросах повышения психолого-педагогической культуры родителей учащихся. Раскрыты особенности организации деятельности родительского университета как эффективной формы работы с родителями.
   Семья — важнейший институт социализации и фактор развития личности ребѐнка. Она играет важную роль в жизни государства, воспитании подрастающего поколения, обеспечении общественной стабильности и прогресса. В настоящее время в Республике Беларусь проживают около 2,7 млн семей, из них 1,2 млн (около 45 %) имеют детей в возрасте до 18 лет; в семьях воспитывается около 1,8 млн детей [4].
     Первоочередное право каждого ребѐнка — иметь семью и достойный уровень жизни в ней. Согласно Конституции Республики Беларусь, брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст. 32) [2]. Забота о семье, детях, обеспечение необходимых условий для реализации ею экономической, репродуктивной и воспитательной функций являются важнейшими политическими, социальными и экономическими задачами нашего государства.
В последние годы в Республике Беларусь принят целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на улучшение материального положения семьи и детей, состояния здоровья подрастающего поколения и развитие системы образования. Права и законные интересы детей закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь «О правах ребѐнка», Программе «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь», Национальном плане действий по улучшению положения детей и охране их прав и других документах. Повышена ответственность родителей за ненадлежащее воспитание детей и пренебрежение их нуждами.     

       Декрет 3  Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» установил дополнительные меры по государственной защите детей в неблагополучных семьях [3]. В современных условиях социально-экономической трансформации общества институт семьи и брака претерпевает существенные изменения. Под воздействием ряда факторов и процессов демографического, культурного, экономического, социально-психологического характера происходит трансформация семейно-брачных отношений: меняются уклад жизни семьи, общепринятые нормы поведения, характер супружеских отношений, взаимоотношения между родителями и детьми. Наблюдаются также изменение ценностных ориентиров семьи, еѐ роли в сохранении преемственности традиций между поколениями, снижение эффективности взаимодействия между поколениями в семье, ответственности родителей за содержание и воспитание детей. Согласно статистическим данным, ежегодно в Беларуси свыше 20 тысяч детей признаются находящимися в социально опасном положении и ставятся на учѐт, более 2 тысяч детей ежегодно признаются нуждающимися в государственной защите [1].
Семья — первичный институт социализации ребѐнка, основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Родители являются первыми педагогами своих детей, они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. Педагогически компетентные родители играют ключевую роль в воспитании здорового ребѐнка с адекватной самооценкой и развитыми адаптивными способностями, что приводит в дальнейшем к его успешной социализации в обществе.
К сожалению, изменения в обществе привели к ослаблению воспитательного потенциала семьи. Это заметно отразилось на качестве еѐ социализирующего влияния, привело к деформациям в физическом, духовно-
нравственном, эмоциональном развитии детей. Возрастает опасная тенденция самоустранения многих родителей от воспитания детей.
Одной из наиболее частых причин обращения родителей к педагогу-психологу и социальному педагогу учреждения образования являются трудности родителей в процессе воспитания детей. Большая часть проводимых специалистами социально-педагогических и психологических служб учреждений образования консультаций с родителями связана с поведенческими проблемами ребѐнка и трудностями в воспитании, которые испытывают взрослые. Основные проблемы, диагностируемые при взаимодействии с родителями, — педагогическая некомпетентность, непонимание своей воспитательной функции, неумение конструктивно взаимодействовать с ребѐнком и др. Многие родители испытывают дефицит знаний в области педагогики и детской психологии, нуждаются в профессиональной поддержке при выборе педагогических приѐмов при коммуникации с детьми.
Мониторинг воспитательного потенциала современной семьи, проведѐнный в сентябре 2019 года (в опросе приняли участие 763 родителя обучающихся учреждений общего среднего образования г. Минска и Минской области), показал, что:
 38,4 % родителей испытывают трудности в воспитании своего ребѐнка;
 45,5 % родителей считают свои знания о воспитании детей недостаточными;
 по мнению родителей, для осуществления эффективного воспитания им не хватает: умения строить бесконфликтные взаимоотношения с ребѐнком (26,3 %); общаться, понимать мотивы его поведения (24,9 %); создавать условия для содержательной совместной деятельности с ним (21,6 %) и др.
В целях совершенствования деятельности педагогических коллективов учреждений общего среднего образования по оказанию социально-
5
педагогической поддержки и психологической помощи семьям в воспитании детей с 2020/2021 учебного года Министерством образования Республики Беларусь запланирована реализация республиканского проекта «Родительский университет» во всех учреждениях образования республики. С 1 февраля 2020 года началась апробация проекта как пилотного в ряде учреждений образования.
Цель родительского университета — повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства. Основные задачи родительского университета:
 формирование ценностно-смысловых основ родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
 формирование и развитие психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей; формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
 обеспечение целенаправленной работы по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства; снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании; оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
 организация эффективного сотрудничества и партнѐрства родителей и учреждения образования и т. д.
Целевая группа — родители (законные представители) учащихся, стремящиеся к самообразованию и совершенствованию, желающие строить
6
эффективные отношения со своими детьми, испытывающие трудности в их воспитании.
Деятельность родительского университета основывается на принципах законности, доверия, уважения, конфиденциальности, соблюдения прав и законных интересов родителей учащихся.
Определены следующие направления работы родительского университета:
1) организационное: формирование очной и дистанционной форм обучения в родительском университете, разработка интернет-сайта родительского университета; создание в популярных социальных сетях интернет-ресурсов для размещения информации о деятельности родительского университета;
2) информационно-просветительское: презентация содержания программы и мероприятий родительского университета; организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания; консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам.
3) содержательное: научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учѐтом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества; расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом.
Программа родительского университета предполагает непрерывное психолого-педагогическое сопровождение процесса семейного воспитания на протяжении всего периода обучения ребѐнка в учреждении образования, формирование у родителей навыков педагогического взаимодействия с детьми, анализ типичных проблем детско-родительских взаимоотношений и коррекцию родительской позиции при решении этих проблем, профилактику
7
девиантного поведения детей, создание единого воспитательного пространства «семья — учреждение образования — ребѐнок».
Занятия родительского университета проводятся один раз в четверть. Тематика занятий разработана с учѐтом мониторинга образовательных запросов родителей и посвящена центральным проблемам воспитания с учѐтом закономерностей развития ребѐнка в разные возрастные периоды:
 1 ступень — «Мой ребѐнок — младший школьник» (для родителей учащихся I—IV классов);
 2 ступень — «Мой ребѐнок — подросток» (для родителей учащихся V—IX классов);
 3 ступень — «Мой ребѐнок — старшеклассник» (для родителей учащихся X—XI классов).
Реализация предлагаемых направлений будет способствовать включению родителей в активное сотрудничество со школой в решении проблем семейного воспитания. Организация взаимодействия с родителями учащихся в рамках родительского университета позволит объединить усилия родителей, педагогов, педагогов-психологов, педагогов социальных и других специалистов в организации конструктивного диалога по поиску ответов на актуальные вопросы семейного воспитания.
Эффективность психолого-педагогической работы с родителями достигается сочетанием коллективных форм взаимодействия (лекции, конференции, беседы, дискуссии и диспуты) с групповыми и индивидуальными (консультации социальных педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников и др.), а сам процесс повышения воспитательного потенциала семьи подразумевает активное включение родителей в воспитательную работу с детьми, во взаимообмен опытом по семейному воспитанию, в проведение педагогических практикумов с элементами социально-педагогического тренинга, разбор конкретных педагогических ситуаций, решение практических задач с компетентным комментарием специалистов.
8
В рамках родительского университета рекомендуется использовать следующие формы работы:
 традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом семейного воспитания и т. д.);
 дистанционные (вебинары, форумы, online-консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, подготовка рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, создание и обновление уголка педагога-психолога в каждом классе, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).
Ожидается, что работа родительского университета будет иметь следующие результаты:
 формирование у родителей осознанного отношения к родительству, ответственной и позитивной родительской позиции;
 повышение их интереса к самообразованию;
 удовлетворение потребности семьи учащегося в образовательных услугах: обучении, психолого-педагогической поддержке и др.;
 повышение уровня педагогической культуры родителей;
 создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье, гармонизация детско-родительских отношений;
 активизация родителей в решении семейных проблем; сокращение числа неблагополучных семей, случаев семейного насилия; уменьшение числа подростков с девиантным поведением;
9
 повышение статуса семьи, укрепление традиционных семейных ценностей;
 развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования;
 охват родительским всеобучем максимального количества родителей учащихся благодаря системе дистанционного обучения.

свернуть

ЛЕКЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ “В ЧЕМ ВРЕД НАРКОМАНИИ”

   Вначале хотелось обратить ваше внимание на тот доказательный факт, что «почерк» (механизм действия на организм) алкоголя, табака, наркотических и других токсических веществ практически одинаков при употреблении их человеком. Это сходство обусловлено следующим объективным обстоятельством. Человеческий организм, формируясь в историческом своем развитии, не «предвидел» уродливых аномалий цивилизации, с которыми ему пришлось встретиться, и потому оказался беззащитным перед ними в равной степени.

  Еще одно очень важное обстоятельство: чем моложе человеческий организм, тем коварнее сказывается на нем действие ядовитых веществ. В этом сходство человеческого организма с животным и растительным миром в смысле ответной реакции на вредные воздействия.

  Другая особенность наркотиков состоит в том, что их вредное воздействие проявляется в любом возрасте. Иными словами, человеческий организм за весь период своего существования не успевает выработать у себя защиту от этих ядов.

Вред наркомании заключается и в том, что при воздействии наркотических ядов на человеческий организм, а в эксперименте и на организм животных, поражаются все без исключения органы и системы. Уже первый однократный прием наркотического вещества может оказаться роковым либо привести к тяжелейшим последствиям, инвалидности.

Дорога к наркотику – путь в один конец! Именно к такому выводу приходят многие зарубежные психологи и социологи, наблюдая трагические судьбы оказавшихся в наркотической западне молодых людей. К сожалению, анализ каждого случая подтверждает истинность такого вывода, в какой бы части света ни произошла трагедия.

Если прием наркотического либо другого токсического вещества растягивается во времени, то необратимые последствия от этого не уменьшаются. Вспомним древнюю латинскую пословицу: «Капля долбит камень не силой, а частым падением». Последствия (в смысле их выраженности и тяжести) от потребления алкоголя, наркотиков, табака, других токсических веществ, как правило, лежат в прямой зависимости от продолжительности отравления. С каждым клубом табачного дыма, алкогольным, наркотическим дурманом уносятся безвозвратно здоровье и молодость, красота и сила молодых людей.

Ф.М. Достоевский сказал, что красота спасет человечество. Так вот эта самая красота молодых при наркомании гибнет и разрушается. Подростки и молодые люди, страдающие наркоманией, становятся некрасивыми в прямом и переносном смысле слова. Их внешнему облику присуща неряшливость. Кожный покров становится бледным, с желтушно-землистым оттенком, нередко с несвойственной молодому возрасту пигментацией. Общий вид настолько болезненный, что прохожие начинают сочувственно смотреть таким молодым людям вслед. Если речь идет о девушке, то о ней уже никто не скажет: «Кровь с молоком». Кстати, девушки-курильщицы, наркоманки начинают остро ощущать потерю своей красоты и, чтобы любой ценой спасти, что называется, положение, прибегают к всевозможным румянам и усиленной косметике. Порой это служит надежным признаком того, что девушка либо курит, либо применяет другие токсические вещества, так как юность и молодость не нуждаются в косметике. Вспомним, как говорил В.В. Маяковский: «Нет краше одежи, чем бронза мускулов и свежесть кожи».

Вред наркомании проявляется в резком похудании, снижении веса тела, изменении осанки туловища, преждевременном старении. Продолжительность жизни сокращается в среднем на 20 лет, развивается характерное изменение цвета и эластичности волос – они становятся ломкими, теряют свой естественный цвет.   Очень характерными признаками для потребляющих наркотические и другие токсические вещества являются разрушение (кариес), выпадение зубов, воспаление слизистой полости рта и десен, специфический запах из ротовой полости, не исчезающий после чистки зубной пастой, эликсирами. У лиц, потребляющих наркотические или другие токсические вещества, резко снижается исходная мышечная сила.

Одно из страшных последствий наркомании состоит в том, что после приема наркотических или других токсических средств прекращается дальнейшее физическое развитие организма молодого человека.

Характерно, что даже у больных наркоманией подростков за внешней бравадой и безразличием к своему состоянию возникают нередко тревога, страх за свое будущее. Это смятение и может послужить поводом для обращения за медицинской помощью. Заметим, что потеря здоровья, «недополучение» его, является в большинстве случаев невосполнимой утратой. Потребление наркотических и прочих токсических средств юношами и девушками резко деформирует и задерживает развитие их вторичных половых признаков. При этом речь идет не только и не сколько о внешних половых признаках, сколько о грубых изменениях генетического фона конкретной личности, ответственного за здоровье будущего потомства.

Наркомания, алкоголизм, курение ломают, крушат корни, стволы и ветви родословного дерева. Судите сами: в семьях, где один или оба родителя курят или потребляют алкогольные напитки либо наркотические вещества, в 4 раза чаще рождаются дети с психическим и физическим недоразвитием в сравнении со здоровыми семьями. Наркомания, алкоголизм являются причиной мертворожденных, детей с грубыми уродствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, недоразвитием многих внутренних органов и особенно вещества головного мозга. Знаменитый философ древности Аристотель предупреждал: «Нет более удобного средства для производства идиотии, чем алкогольные напитки» (идиотия – наиболее выраженное отставание в психическом развитии). Детей с умственной отсталостью издревле называют детьми веселого ужина. Такое веселье в дурмане оборачивается затем для многих слезами на всю жизнь. Известно, какое большое горе, какой психологический надлом для всех, когда в семье растет ребенок с отставанием в психофизическом развитии. В том и заключается одно из главных проявлений вреда наркомании, алкоголизма, курения, приема других токсических веществ, что они несут реальную угрозу психическому и физическому здоровью не только настоящего, но и грядущих поколений.

Следует иметь в виду, что встреча с наркотиком означает прощание со здоровьем для конкретной личности. И если однажды подросток, молодой человек не обошел стороной беду, а добровольно стал ее жертвой, все изменения в его организме происходят в сторону ухудшения. Повторяем, все без исключения! Отсчет перемен у такой личности идет со знаком «минус». Так, если до рокового начала подросток, юноша был здоров, то затем его самочувствие сильно ухудшается, о чем вначале он признается только себе, а сказать об этом родителям ложная гордость не позволяет. Если же к началу добровольного отравления подросток уже чувствовал себя плохо в силу других причин, то после его состояние еще больше ухудшается. Ступеньки страшной лестницы начинают вести его только вниз. А существует она лишь для тех, кто по доброй воле ступил на нее. В этом и заключается вред наркомании.

Плохое самочувствие больных наркоманией многолико, но характерным для него является мучительность страдания. Беспокоит жуткая, изнуряющая головная боль. В состоянии отравления наркотическими веществами подростки, молодые люди мечутся, кричат, стонут от возникшей боли вобласти лба, затылка, висков. Головная боль не прекращается днями, неделями и сопровождается мучительной тошнотой, головокружением, рвотой, обморочными состояниями. Часто развивается потеря зрения в связи с отравляющим воздействием токсических веществ на сосуды сетчатки глаз. Больные наркоманией не в состоянии выполнять какую-либо работу. Как правило, окружающие легко замечают их беспомощность и измученный вид.

Однако наркотические страдания не исчерпываются только головной болью. Возникает нарушение ритма и глубины дыхания – не хватает воздуха; дыхательные движения совершаются широко открытым ртом, что сопровождается мучительным, надсадным кашлем. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что кашель, уменьшение объема легких, ослабление дыхания способствуют развитию сутулости у подростков, юношей. Сутулость всегда была и остается признаком нездоровья, признаком, который тоже виден на расстоянии. Без здоровых легких нет здорового человека. Малейшая физическая нагрузка для такого подростка, юноши становится невозможной – возникает длительное время не проходящая отдышка. Стыдясь своей слабости, заработанной благодаря своей глупости, такие молодые люди, подростки под любым предлогом избегают физических нагрузок.

Не остается не затронутым ядом наркомании и сердце – этот неугомонный труженик нашего организма, своеобразный вечный двигатель, определяющий продолжительность жизни. Оказывается, наркотические и другие токсические вещества при их употреблении оказывают разрушающее действие на сердце. Вот доказательство: в состоянии острого отравления наркотическими веществами смерть у подростков, молодых людей наступает от остановки (паралича) сердца. Сердце готово прийти на помощь человеку, когда он выполняет тяжелую, порой непосильную работу, но оно беззащитно перед ядом! Даже однократное отравление алкоголем, наркотиками, другими токсическими веществами приводит либо к остановке сердца, т.е. смерти, либо к резкому нарушению его нормальной деятельности – возникают замедления и перебои в работе сердца, резчайшие боли в области левой половины грудной клетки, отеки на ногах, на лице, кровохарканье, появляется синюшный цвет кожных покровов лица, рук. При незначительной физической нагрузке усиливается одышка. Такие подростки, юноши при желании не способны на быструю ходьбу, бег и, как старики, передвигаются медленно, избегая физических усилий. Виной тому – поражение мышцы сердца поступившими в организм ядами, принятыми подростком, юношей по их собственному желанию.

Но сердце – это еще и разветвленная сеть сосудов, по которым оно «доставляет» обогащенную кислородом кровь к каждому органу, системе органов, тканям и клеткам и «забирает» у них отработанные, уже ненужные им вещества. Так это происходит в норме. А при потреблении наркотиков эти вещества быстро поступают в кровь и разносятся кровотоком во все органы и ткани организма.

Яд, добровольно принятый в виде наркотического вещества, находясь в крови и неся смертельную угрозу тканям и клеткам организма подростка, по пути поражает и сами сосуды. Они теряют свою эластичность, нормальную проходимость для крови, изменяется диаметр (ширина) их просвета. Сосуды уже не в состоянии обеспечить растущему молодому организму нормальный состав веществ, поддерживать артериальное давление на необходимом для здоровья уровне. У таких подростков, молодых людей отмечается как резкое повышение, так и снижение кровяного давления при незначительных физических нагрузках, что сопровождается изнуряющим сердцебиением, одышкой. В местах введения наркотических веществ развивается воспаление (флебиты) сосудов, которое заканчивается тяжелыми осложнениями, омертвением ткани и непроходимостью сосудистого канала. На вскрытии погибших в результате наркотического отравления обнаруживаются грубые изменения в сердечной мышце, расширение желудочков сердца, деформация его клапанов, нарушение целостности оболочек внутренних стенок крупных и мелких сосудов (множественные язвы, участки омертвения, полное закрытие просвета сосуда).

Необходимо подчеркнуть, что вред наркомании, алкоголизма, прочих токсических веществ состоит в том, что возникают тяжелые поражения пищевода, желудка, кишечника, печени, почек. Это приводит к резкому, быстро нарастающему нарушению работы указанных органов и систем. Подростков и юношей, которые так пренебрежительно отнеслись к своему здоровью, беспокоят мучительные постоянные приступообразные боли по ходу кишечника, в области печени, желудка, по ходу пищевода. Нарушается аппетит, а принятая пища усваивается с большим трудом; исчезает чувство комфорта после еды, что резко изменяет режим питания и приводит к снижению веса, похуданию, истощению. Очень быстро развивается снижение защитной и обезвреживающей функции печени, что приводит к дополнительному накоплению в организме ядовитых веществ. Одним из признаков таких грубых нарушений является изменение цвета кожи – она принимает своеобразный желтушный оттенок. Надо признать, он на многих подростков, пренебрегающих своим здоровьем, производит отрезвляющее воздействие, и они, убедившись, что трагедия, к которой шли сознательно, приблизилась к ним вплотную, обращаются в срочном порядке за медицинской помощью.

Так же, как и другие органы молодого растущего организма подростка, подвержена токсическому воздействию наркотических веществ выделительная функция почек; она резко угнетается, и в тканях, внутренних органах таких лиц накапливается большое количество шлаков (продуктов распада), которые, будучи не выведенными почками, сами представляют дополнительную опасность не только для здоровья, но и для жизни. Характерным признаком нарушения выделительной функции почек вследствие такого отравления являются отеки в области лица и ног.

Разрушительное действие наркотических и других токсических веществ, алкоголя сопровождается также резкой деформацией суставов, прекращением роста в длину костей рук, ног у лиц молодого возраста, атрофией мышц, снижением мышечного тонуса, что в целом формирует своеобразный внешний облик. В нем общая хилость таких подростков сочетается с несформированной, запавшей грудной клеткой. Помимо изменений в опорно-двигательном аппарате эти подростки испытывают изнуряющие, мучительные боли в мышцах, суставах, костях, чувство разлитой болезненности, жжение в различных участках тела.

Как видим, потребление наркотических, других токсических веществ, алкогольных напитков, курение ничего другого, кроме страданий, своим потребителям не сулит и не может сулить, так как яд всегда остается ядом, в какие бы красивые «одежки» его ни рядили. Общеизвестно, например, что зарубежные торговцы наркотиками никогда не являются их потребителями и, что еще более поразительно, никто из их детей, родных и близких также не страдает наркоманией. В жертву ради наживы приносится здоровье других людей. Как говорится, знают, что продают.

Мы уже говорили, что потребление наркотических и других токсических веществ приводит к остановке физического развития. В итоге этого тяжелого воздействия и последующих изменений со стороны внутренних органов у подростков, юношей наблюдается резкое снижение общего жизненного тонуса, активности и работоспособности. Они, как правило, теряют способность к любой деятельности.

К сожалению, подобными нарушениями и изменениями в организме вред наркомании не ограничивается. Принятый по собственной прихоти яд наносит самый страшный и сильный удар по наиболее хрупкой системе человеческого организма – по нервной системе, и в первую очередь по головному мозгу. Возникающее нарушение деятельности головного мозга приводит к развитию психических расстройств. Отметим, что нормальная психическая деятельность – это единственная в своем роде функция, которая отличает человека от животного. Благодаря проявлению этой функции человек стал тем, кто он есть на данном этапе развития цивилизации. Поэтому понятно, насколько тяжелы возникающие нарушения психики. А эти нарушения самые разнообразные. Однако, несмотря на такое разнообразие расстройств, можно без особого труда выявить их общую закономерность: возникают они только по вине самих подростков. Даже незначительное искусственно вызванное изменение психической деятельности – это уже ненормальное, болезненное состояние.

Разовый, однократный прием наркотического либо другого токсического вещества уже проявляется нарушением психики, которое может сопровождаться внезапной потерей сознания и смертью или длительным психическим расстройством, заканчивающимся нередко для подростков и молодых людей инвалидностью. Начало приема наркотических веществ определяет для конкретной личности и другой зловещий рубеж в ее жизни: происходит остановка дальнейшего развития психической деятельности и ее совершенствования. Трагедия еще и в том, что помимо остановки в поступательном развитии психики наблюдается распад уже нажитых к этому печальному рубежу опыта и полученных знаний. Подросток, молодой человек не только остается прежним и не мудреет, а наоборот – происходит своего рода обратное развитие его психических возможностей в направлении от положительного к отрицательному. Обращает на себя внимание резкое снижение способности к умственной деятельности. Подростки перестают справляться с тем объемом учебного материала и заданий, которые до рокового рубежа выполнялись ими легко и с нарастающими показателями. На этом фоне резко возрастает неспособность к осмыслению и правильной оценке происходящего и его значимости. Все ярче на первый план выступают нарушения в эмоциональной и чувственной сфере. Поведение подростков говорит о распаде и угасании таких качеств как доброта, сочувствие, сострадание, внимание, сопереживание по отношению к родным и близким, к окружающим, старшим, младшим и сверстникам. Сочувствие к беде, возникшим затруднениям других проявляется все реже и реже и затем совсем сходит на нет.

Бездушие, черствость и душевная скудость таких молодых людей становится составной частью их угасающей душевной гармонии. Сужается круг интересов, увлечений, привязанностей. Смыслом существования является поиск комфортного безделья. В общении с родными, близкими доминируют недовольство, озлобленность, брюзжание, нетерпимость, негодование, неприкрытая неприязнь, желание и даже стремление нанести им душевную рану.

Проявляя эмоциональную бесчувственность к родным и близким, больные наркоманией не оживляются и в окружении своих сверстников. Их общение пронизано взаимным безразличием друг к другу. Чувственная «радуга» при наркомании, отравлениях другими токсическими веществами не только тускнеет, теряя гармонию ярких красок, но и становится однотонной. Восприятие окружающего мира, его красота и гармония уже не приносит этим людям радости, новизны впечатлений, душевного подъема. Настроение у них всегда с оттенком недовольства и безразличия ко всему, что вне поля зрения их оскудевших интересов.

Психические нарушения сопровождаются, помимо расстройств в сфере чувств, грубыми изменениями памяти. Память, как известно, обеспечивает человеку возможность накапливать багаж знаний, личный опыт. Под воздействием наркотических веществ удивительно стройная система запоминания, сохранения, переработки и воспроизведения полученных ранее знаний разрушается. Еще вчера здоровый, молодой, совершенствующийся мозг подростка мог запоминать целые блоки информации в виде стихов, математических формул, а после одного-двух глотков табачного дыма он уже на следующий день запоминает только 10% предложенной ему новой информации. Подростки под воздействием наркотических веществ становятся рассеянными. При попытке восстановить в памяти увиденное, услышанное не могут вспомнить наиболее важные признаки предметов, пересказать событие в хронологической последовательности. Ухудшающаяся память становится причиной все чаще допускаемых ошибок и просчетов при решении элементарных задач. У таких подростков возникает чувство скрытой тревоги, беспокойства, отчаяния. Попытка выучить изучаемый материал, зазубрить путем многократных повторений успеха не приносит, так как разрушается еще одно удивительное свойство памяти – длительность удержания информации. Такому учащемуся, студенту скудные знания, с большим трудом усвоенные сегодня, завтра уже оказываются совершенно незнакомыми. Все чаще и чаще дают о себе знать грубые провалы в памяти, которые стирают не только знания по изучаемым предметам, но и события недавнего прошлого, детства.

Великий врачеватель древности Гиппократ утверждал, что в «здоровом теле – здоровый дух». Особенный вред наркомании в том и состоит, что при ней поражается и тело, и разум. Даже однократное употребление наркотического или другого токсического вещества приводит к массовой гибели нервных клеток вещества головного мозга. Обратим внимание на то, что такие разрушения тем больше выражены и обширны, чем моложе возраст. То, что головной мозг является «главной мишенью» отравляющего воздействия наркотических веществ, доказано и в экспериментах на животных.

Результатом пагубного воздействия наркотических и других токсических веществ на психическое здоровье подростков и молодых людей являются остро возникающие психозы, сопровождающиеся грубыми расстройствами в поведении. Тогда окружающий мир, как через зашторенные окна, не может «проникнуть» в задурманенное, воспаленное сознание расточителя своего здоровья. В сознании наркоманов окружающая действительность, проблески сознания своей трагедии проносятся как тени, как разорванные в клочья облака.

Нет людей, которые пожелали бы заболеть, почувствовать себя нездоровыми. Каждый надеется на то, что здоровье «не подведет». Наркомания разрушает, делает несостоятельными надежды на здоровье в его физическом и психическом компонентах. Лица, пристрастившиеся к приему наркотических либо других токсических веществ, подвержены еще одной опасности: они во много раз чаще болеют гриппом, воспалением гайморовых пазух, среднего уха, мозговых оболочек. И возникает следующий парадокс (правильнее сказать, не возникает, а создают его те, кто преступно относится к своему здоровью, прибегая к приему наркотических веществ): желая быть здоровыми, такие лица в то же время безжалостно, сознательно разрушают защитные силы своего организма – те защитные свойства, которые даны ему природой. Эта обезоруженность и превращает растущий организм подростка в мишень, открытую всем вредным факторам, включая и заболевания. Всем известно о тяжелой, неизлечимой болезни СПИД. Оказывается, наиболее рискуют заболеть ею, страдающие наркоманией.

Духовная опустошенность наркоманов сопровождается бессмысленностью поступков, их поведение противоречит интересам нашего общества: хулиганство, нарушение норм поведения, преступления. Известно, что около 87% преступлений,  совершается в алкогольном опьянении или в состоянии дурмана, вызванного приемом наркотического вещества.

Таким образом, вред наркомании, причиняемый нашему здоровью и обществу, очень огромен и, зная это, невозможно безразлично относиться к такому страшному явлению как наркомания.

На Западе проблемы токсикомании и наркомании давно приравнены к проблеме национальной безопасности.

Присмотритесь внимательнее к своим детям, особенно к их глазкам, зрачкам.

Помните, что только совместная, гармоничная работа всех взрослых способна оказать ребёнку помощь в сложной для него ситуации и выработать умение противостоять неблагоприятным факторам.

 

свернуть
2024
октябрь
8 октября, вторник

Всемирный день психического здоровья

подробнее...
7 октября, понедельник

Наркотики - путь в бездну

подробнее...