РУС БЕЛ ENG

Абитуриенту 2023

О вступительной кампании 2023 года

   Вступительная кампания в 2023 года в Беларуси пройдет по новым правилам. Выпускники XI-х классов будут сдавать два централизованных экзамена. Один, обязательный, – по русскому или белорусскому языку, второй – по выбору из числа предметов, по которым предусмотрено централизованное тестирование. Ими могут быть: математика, физика, химия, биология, история Беларуси, Всемирная история, обществоведение, география, английский язык, французский язык, немецкий язык, испанский язык, китайский язык. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

   В 2023 году централизованный экзамен по предметам «Русский язык», «Белорусский язык» будет проводиться 14 мая. Предмет по выбору выпускники будут сдавать 21 мая.

   Для тех, кто не смог принять участие в ЦЭ по уважительной причине в основные даты, предусмотрены резервные дни. Резервным днем для русского и белорусского языков будет 23 мая, для предмета по выбору – 25 мая.

   Если же учащиеся не смогли сдать ЦЭ ни в основные дни, ни в резервные, то предусмотрена еще одна возможность: в июле во время резервных дней для централизованного тестирования, а также 21 августа – «Русский язык», «Белорусский язык» и 23 августа – предмет по выбору.

   Ответственными за подготовку и проведение ЦЭ, пунктов проведения ЦЭ, являются организационные комиссии отделов (управлений) образования рай- горисполкомов, учреждения образования. Технологическое и техническое сопровождение ЦЭ будет обеспечивать Республиканский институт контроля знаний. Регистрация учащихся XI-х классов для участия в ЦЭ, выдача пропусков для входа в пункт ЦЭ, выдача сертификатов будут проходить в учреждении общего среднего образования. Таким образом, одиннадцатиклассники прибудут в пункт ЦЭ только дважды – для сдачи экзаменов.

    До 1 февраля 2023 года в учреждениях общего среднего образования будут утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в ЦЭ. При этом определиться, по каким предметам сдавать ЦЭ, выпускники должны до 1 марта. Изменить решение можно будет, но только до истечения сроков регистрации. Регистрация на централизованный экзамен будет проходить с 1 по 20 апреля. От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам. Победители третьего этапа республиканской олимпиады (диплом I, II, III степени) освобождаются от одного ЦЭ – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по данному учебному предмету выставляется 10 баллов. Победители заключительного этапа республиканской олимпиады (диплом I, II, III степени) освобождаются от всех ЦЭ. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов, по остальным предметам – годовая отметка.

    Учитывая, что учащиеся XI класса должны определиться с предметами для ЦЭ до 1 марта, а заключительный этап республиканской олимпиады проходит в конце марта, то для освобождения от ЦЭ победителям олимпиады необходимо будет написать заявление на имя руководителя учреждения образования.

 Также сохранены льготы для победителей третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады при поступлении в вузы. Диплом I степени третьего этапа республиканской олимпиады дает право на выставление 100-баллов по соответствующему профильному предмету.

   Если учащиеся решили воспользоваться указанными льготами, то в приемную комиссию вуза они предоставляют диплом победителя олимпиады (сертификат ЦЭ или ЦТ им не выдаются).

   Если же победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады решили поступать в вуз по профилю, не связанному с победой в олимпиаде, то они могут выбрать один из двух вариантов: освобождение от ЦЭ на основании заявления на имя руководителя учреждения образования и принимать участие в ЦТ, сдав три экзамена, или отказаться от освобождения от ЦЭ и получить необходимые для поступления в учреждение высшего образования 2 сертификата на ЦЭ и один на ЦТ.

   К ЦЭ допускаются учащиеся, которые имеют положительные годовые отметки по учебным предметам, по которым проводится ЦЭ. Учащиеся, которые не допущены к ЦЭ, получают справку об обучении.

   Прибытие в пункт проведения ЦЭ должно быть не позднее чем за 60 минут до начала экзамена. Время начала ЦЭ – в 11.00. Накануне проведения ЦЭ случайным образом учащиеся распределяются по аудиториям. В день проведения ЦЭ в пункте будет обеспечен пропускной режим. Участники ЦЭ будут допущены в пункт только по спискам, на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска. Если пропуск отсутствует, допуск в пункт ЦЭ разрешается при условии нахождения в списках зарегистрированных на ЦЭ. В таком случае пропуск оформляется непосредственно в пункте проведения экзамена. Лицам, не участвующим в ЦЭ, вход в пункт его проведения не разрешается.

   В аудиториях будут находиться три педагогических работника, один из которых – учитель учебного предмета, по которому проводится ЦЭ. Распределение педагогических работников по аудиториям будет происходить случайным образом утром в день проведения ЦЭ.

  Доставка экзаменационных материалов из РИКЗ будет осуществляться фельдъегерской службой. Вскрытие и упаковка экзаменационных материалов пройдет непосредственно в аудиториях.

   Внесены изменения в тестовые задания для ЦЭ. Уменьшено количество заданий по большинству учебных предметов. В тестах не используются задания повышенного пятого уровня сложности. Используются задания только 4-х уровней сложности с увеличением до 75% количества заданий 1-3 уровней сложности. Увеличена часть «В» до 20-22 заданий, а также уменьшена часть «А». Тест сформирован на основе заданий базового уровня освоения учебных программ.

   На этом этапе РИКЗ займется проверкой выполненных работ, оформит сертификаты и передаст их в пункты проведения ЦЭ. По итогам прохождения ЦЭ каждый учащийся XI -го класса, получивший тестовый балл выше ноля, получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу, по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале. Сертификат ЦЭ, как и сертификат ЦТ, будет действителен два года. Завершится заключительный этап 10 июня 2023 года выпускным вечером, на котором выпускники, сдававшие ЦЭ в основные даты и резервные дни в мае, в торжественной обстановке получат аттестаты об общем среднем образовании.

   Выпускники, сдававшие ЦЭ в июле, получат аттестат об общем среднем образовании в индивидуальном порядке и смогут участвовать в конкурсе для зачисления в учреждения высшего образования. Те, кто сдавал экзамены в августе, получат аттестаты в индивидуальном порядке, но участвовать во вступительной кампании в учреждения высшего образования в 2023 году не смогут. Однако смогут продолжить обучение в учреждениях среднего специального образования.

свернуть

Рекомендации родителям в период подготовки учащихся к экзаменам

  Уважаемые родители, хотелось бы представить Вам некоторые рекомендации психолога в период подготовки Ваших детей к экзаменам. Любые жизненные изменения нарушают психологическое равновесие личности. Очевидно, что любой экзамен провоцирует стресс: сильное волнение, страх, неуверенность в себе, нервозность или депрессии.

   Вы, уважаемые родители, можете помочь Вашему ребенку. Поверьте, он нуждается в этом. В период подготовки и сдачи экзаменов Ваш ребенок переживает великое множество негативных эмоций, таких как страх, неуверенность, тревожность и т.д.

   Переживание страха – состояние очень вредное для всего нашего организма. Кроме того, оно всегда приводит к неуверенности в себе, в свои силы, к разного рода сомнениям. Страх получить неудовлетворительную оценку на экзамене мешает сосредоточиться и найти верное решение.

  Вслушайтесь, пожалуйста, в это слово ПЕРЕЖИВАНИЕ, т.е. “пережить” что-либо. Но пережить события или обстоятельства, породившие кризис- экзамен, человек может всегда сам и только сам. Никто этого не сделает за Вашего ребенка ни Вы, ни кто-либо другой. НО процессом переживания можно в какой-то мере управлять, т.е. Вы можете своими действиями раздувать, культивировать переживания страха и неуверенности ребенком, постоянно грозя ему, что произойдет в случае, если он не сдаст экзамен, либо, наоборот, пытаться свести на минимум все страхи перед испытанием.

    Убедите Вашего ребенка, что неудовлетворительная оценка – это не крах всему на свете.

         Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки. Позитивный настрой – это источник “добрых” эмоций и творческой энергии. Эффективность труда зависит от эмоционального состояния, в котором мы воспринимаем информацию. Итак. Если мы готовились в спешке, заучивали сложные формулы и постулаты, в суете собирались на экзамен, то и на экзамене наши мысли будут также скакать. Теперь мы только в спешке можем что-то вспомнить, потому что в спешке запоминали.

   Попытайтесь создать ребенку комфортные условия для подготовки. Если Вы видите, то Ваш ребенок занимается, освободите его на время от каких-то домашних обязанностей.

    Обратите внимание на то, каким образом Ваш ребенок запоминает материал. Зубрить, не вникая в смысл прочитанного, писать шпаргалки, надеяться на “счастливый” билет или “неписаные” правила, например, класть учебник под подушку перед сном, не мыть голову…чтобы не смыть знания и т.д., очень вредны для Ваших детей. Такие советы провоцируют формирование комплекса “неполноценности”, ребенок разочаровывается в себе, когда он думает что, несомненно “хуже других”. Комплекс “неполноценности” - самое плохое, что могло придумать наше сознание. Порождая неуверенность, этот комплекс ведет к неуспеху. Неуверенность довольно часто бывает обусловлена переутомлением.

     Уважаемые родители, следите, чтобы Ваш ребенок во время подготовки не переутомлялся. Отдыхал и бывал на свежем воздухе. Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс.

Признаки стресса:

- физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

- эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

- поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

   Относитесь спокойнее к их нервозности в этот период! Ваш ребенок индивидуален, не похож на других и для Вас самый лучший в мире. Сейчас тот самый момент, чтобы дать понять ему это!!

   Обратите внимание, что перед экзаменом лучше спать, чем учиться! Только во сне в нервных клетках образуется “тигроидное” вещество, которое необходимо для полноценного бодрствования. Чрезмерный расход этого вещества приводит к серьезным нарушениям психики.

  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Если Вы видите, что ребенок устал, лучше уговорите его отдохнуть, вместо судорожных и бессмысленных повторений прочитанного материала. Если Вы обнаружили, что у ребенка происходят нарушения сна (плохо спит, не может долго уснуть, слишком рано просыпается и т.д.) это может быть, комплекс “недо”, т.е. “недочитал”, “недоучил”, “недоповторил”, “недопонял”. В этом случае Вам родители рекомендуется помочь ребенку пересмотреть время на подготовку к экзамену, может, оно распределено неравномерно, либо неэкономно, и если вовремя не остановиться, силы и время, потраченные на подготовку к экзамену, не дадут желаемых результатов. Оптимальный режим занятий – 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок – «жаворонок» или «сова», пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и «совам», и «жаворонкам».

     Уважаемые родители, следите, чтобы ребенок не учил во время еды. Во время еды организм настроен на переваривание пищи, а не информации. На Руси говорили: “Когда сядешь есть, не закрыв книгу, заешь память”. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

   Эмоционально поддерживайте Ваших детей. Больше хвалите своих детей! Подбадривайте их. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а также обеспечить подходящие условия для занятий. Проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность – достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

    Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он этого не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью и т.д. Позаботьтесь о том, чтобы у ребенка для подготовки были различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренировка ребенка именно в форме тестирования, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

      Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам учащиеся уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант ответа.

   Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Некоторые особенности запоминания

  1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.
  2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.
  3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.
  4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее.
  5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.
  6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

Условия поддержки работоспособности

  1. Чередование умственного и физического труда.
  2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга.
  3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).
  4. Минимум телевизионных передач!

Приемы психологической защиты

  1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.
  2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание.
  3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость.
  4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу.
  5. Интеллектуальная переработка.« Нет худа без добра».
  6. Разрядка ( физическая работа, игра, любимые занятия).
  7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация)

 

 

свернуть

ПРАВИЛА проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования