РУС БЕЛ ENG

Родителям учащихся 11 класса

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ

Участники: родители учащихся 11 класса.

Время проведения: 4-я четверть.

Цель: повышение уровня психологической компетентности родителей по оказанию эмоциональной поддержки детям в период подготовки и сдачи экзаменов.

Задачи:

  1. ознакомить родителей с понятием стресса;
  2. помочь родителям оценить своё отношение к экзаменационной кампании, почувствовать себя более уверенными и способными оказывать необходимую эмоциональную поддержку своим детям;
  3. предложить родителям варианты вербальных позитивных установок, используемых для стабилизации психоэмоционального состояния детей;
  4. обсудить наиболее эффективные способы саморегуляции психоэмоционального состояния детей и родителей в период экзаменационной кампании.

Форма: занятие-практикум.

Материалы и оборудование: мультиборд, презентация «10 волшебных фраз родителей, которые подбодрят ребёнка перед экзаменом» (прилагается); маркеры, ручки; карточки «согласен», «не согласен», «сомневаюсь» по количеству участников; раздаточный материал, который включает: «10 волшебных фраз родителей, которые подбодрят ребёнка перед экзаменом» и их описание, «способы снятия нервно-психического напряжения».

 

Ход занятия:

Ведущий. Добрый день, уважаемые родители! Я рада очередной нашей встрече с вами. И надеюсь, что сегодня собрались те, кто хочет ещё лучше узнать своих взрослых детей, понять их проблемы в период подготовки и сдачи экзаменов, выработать способы оказания им необходимой помощи и поддержки. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие будет плодотворным и полезным для всех нас. Очень важно, чтобы в ходе занятия вы активно высказывали свою точку зрения, объясняли её, внимательно слушали других, делились своим опытом общения с детьми.

И для начала я хочу предложить вам игру «Ассоциация». Ваша задача, начиная с ключевого слова, по очереди, подбирать ассоциации к этому слову. Ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда вы слышите определённое слово. Должна получится цепочка слов-ассоциаций.

Ключевое слово: экзамен.

Ведущий. Слово «экзамен» переводится с латинского языка как «испытание». Следует отметить, что экзамен – это лишь одно из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти и вам, и вашим детям.  Для любого человека экзамен – это определенный стресс. Легкие эмоциональные всплески для человека полезны, они усиливают умственную деятельность, положительно сказываются на работоспособности. Но слишком сильное волнение зачастую оказывает обратную реакцию, приводит к состоянию эмоционального и физического напряжения.

Упражнение - ассоциация «Если бы экзамен был…»

  • цветом, то каким…
  • явлением природы, то каким…
  • геометрической формой, то какой…
  • продуктом питания, то каким…
  • мебелью, то какой…
  • растением, то каким…
  • животным, то каким…

Ведущий. При работе с данным упражнением каждый из вас, наверное, вспомнил свои экзамены, свои ощущения и эмоции в данный период. Ваши дети сейчас испытывают также различные эмоции. Обратите внимание на доску. На доске размещены эмоции, которые люди испытывают в стрессовой ситуации.

Эмоции тревожного ряда: чувство напряжённости, обеспокоенность, озабоченность, взбудораженность, ощущение опасности, угрозы; чувство замешательства, чувство тревоги, страх, смятение, растерянность, паника, ужас.

Эмоции агрессивного ряда: раздражение, досада, возмущение, злость, негодование, гнев, ярость.

Экзаменационный период для детей – это своеобразная стрессовая ситуация. И не только для детей, но и для вас, родителей. А почему для родителей? (Ответы родителей). Для родителей важно, чтобы их ребёнок был успешным. А успешность ребёнка – это показатель успешности и компетентности родителей как в их собственных глазах, так и в глазах социума. Поэтому многие родители воспринимают экзамен не просто как проверку знаний детей, но и как проверку своей собственной компетентности.

В ситуации стресса очень важна поддержка близких людей, в данном случае – ваша поддержка, которая может включать: поддержку выполнения задач, информационную и эмоциональную поддержку, организацию отдыха и т.д.

Сегодня мы остановимся на эмоциональной поддержке своих детей в период подготовки и сдачи экзаменов.

Эмоциональная поддержка – это процесс:

  • в котором родитель сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
  • помогает поверить в себя и свои способности;
  • помогает избежать ошибок или исправить их;
  • поддерживает ребенка при неудачах, оказывает ему помощь.

Как часто родители сталкиваются с одной и той же проблемой: читают детям нотации о том, как вести себя, дают им полезные советы, предостерегают от ошибок, а в итоге получают противоположный результат. Так происходит, может быть потому, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Они наблюдают за нашими эмоциями в определённых ситуациях, за тем, как реагируем мы.

Вспомните любую стрессовую ситуацию из вашей жизни. У каждого она своя: развод, квалификационный экзамен, внеплановая проверка и т.д. Ваша реакция и поведение? Может кто-то поделиться, что он чувствовал и испытывал в данной ситуации? (Высказывания родителей).

Для того, чтобы оказать поддержку своим детям, снизить тревогу, самим родителям необходимо чувствовать себя уверенно. Для многих экзамен – это шторм, буря, ураган. Как этому противостоять?

Упражнение «Поплавок».

Представьте себе бурное море, шторм, ураган, смывающий всё на своём пути, мощные валы волн. Внезапно наш взор выхватывает поплавок, уходящий под воду и снова выныривающий на гребень волны. Представьте, что вы и есть этот поплавок, а бурное море – ваша жизнь. На вас накатывают волны невзгод, но вы непотопляемы. Вы снова и снова всплываете на поверхность. Ваша уверенность и ваша удача наполняют этот поплавок и выталкивают его на поверхность. Наконец, море, не одолевшее вас, успокаивается, из-за туч выглядывает солнце, и вы – поплавок – наполняетесь солнечными лучами удачи. Вы пережили очередной шторм в своей жизни и вышли победителем. Представьте себе последующие ураганы вашей жизни, и из них вы тоже выйдете победителем, непотопляемым поплавком.

Ведущий. Данное упражнение помогает активизировать ваши ресурсы, ресурсы детей, привести их в состояние, наиболее подходящее для достижения положительного результата, то есть в состояние умиротворения.

Поддерживать ребенка – значит безусловно принимать и верить в него. И родители имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица.

Сказка «Швейная игла».

Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и главное вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», - думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», - волновалась игла. Даже ночью, когда игла была в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.

- Успокойся, - раздался чей-то голос. Это заговорила игольница.

- Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.

- Но я же опаздываю, - возразила игла.

- Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты все успеешь!

На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше, и работа шла быстрее.

Игла задумалась. Может, игольница права? Главное – поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.

Обсуждение сказки. Вывод: словесная поддержка очень важна! Но, в зависимости от того, какие слова говорит родитель, он либо внушает детям уверенность в себе, либо наоборот повышает тревогу и неуверенность в важный для них период.

Игровое упражнение «Родительские установки».

Родители объединяются в пары. Один выполняет роль ребёнка, второй – родителя. «Ребёнку» необходимо преодолеть короткую дистанцию по ленте. «Родителю» даются карточки с высказываниями, которыми он будет сопровождать движения «ребёнка»:

  1. «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
  2. «Может, ты не пойдёшь, а то упадёшь».
  3. «Всё в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идёшь, вперёд».

По завершению упражнения необходимо проанализировать эмоции и чувства «ребёнка» при использовании «родителем» того или иного высказывания.

Ведущий. Необходимо взвешенно выбирать установки, слова-одобрения о деятельности детей. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребёнком. Когда вы выражаете удовольствие от того, что делает ребенок, это поддерживает его и стимулирует продолжать дело или делать новые попытки достичь успеха.

Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.

Помощь и поддержка ребенка во время подготовки к экзаменам должна быть не только на словах, а и на деле: контролируйте свое эмоциональное состояние.

Упражнение «Место покоя» (под спокойную музыку).

Сядьте удобно. Закройте глаза.

Представьте себе какое-то место, которое вам очень нравится. Это может быть место, где вы когда-то были, а может быть какое-то воображаемое место. В этом месте вы чувствуете себя абсолютно спокойно… Представьте его себе во всех деталях… Посмотрите вокруг, что вы видите… Прислушайтесь, возможно, до вас доносятся какие-то звуки… Возможно, вы чувствуете дуновение ветра… Сейчас у вас есть немного времени для того, чтобы побыть в этом месте… Это ваше место покоя… А теперь еще раз внимательно осмотритесь, сделайте глубокий вдох и открывайте глаза, можете потянуться. (Желающие могут рассказать о том, какое место они себе представили).

Ведущий. Знаете, в ходе занятий детям я тоже часто предлагаю это упражнение. Чаще всего для детей «место покоя» – это дом, где они живут. Детям важно чувствовать, что дом – это место, где эмоционально спокойно и безопасно. Постарайтесь сделать дом таким местом. Создавайте дома обстановку дружелюбия, демонстрируйте любовь и уважение к своим детям.

Основная цель вербальной поддержки – помочь своим детям укрепить веру в себя и свои способности для достижении успеха на экзамене.

Упражнение «Согласен, не согласен, сомневаюсь». С помощью карточек выразите своё отношение к высказываниям родителей. Если, вы считаете, высказывание внушает детям уверенность в своих силах, поднимите карточку «согласен»; если высказывание наоборот усиливает тревогу, неуверенность – «не согласен». При выборе карточки «сомневаюсь» обоснуйте свой выбор.

  • Мне нравится, как ты работаешь.
  • С такими результатами ты никуда не поступишь.
  • Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал.
  • Да ты просто лентяй.
  • Это нелегко сделать, но ты сильный, ты справишься.
  • Не сдашь, так как мало занимаешься.
  • Зная тебя, я уверен, что ты хорошо справишься с экзаменом.
  • Если что-то не получается – значит, ты недостаточно постарался!
  • Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит.
  • Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом.
  • Если у тебя что-то не получается, мы подумаем, как это сделать по-другому.
  • Это для тебя слишком трудно, ничего у тебя ничего не получится.
  • Это серьезный этап, и я уверена, что ты готов к нему.

Ведущий. Мы сегодня говорим с вами о родительской поддержке. Однако часто родительское желание мотивировать, подгонять, фокусировать на результате имеет противоположный эффект. Давление усиливает тревогу, ребёнок теряет возможность концентрироваться на процессе подготовки к экзамену. Особенно эта тревога усиливается накануне самого экзамена. И связана она часто с ожиданием оценки, с боязнью не оправдать ожидания окружающих. Поэтому накануне экзамена родителям очень важно также подбирать фразы, которые они скажут своим детям.

Презентация «10 волшебных фраз родителей, которые подбодрят ребёнка перед экзаменом» (прилагается).

Информационный материал к презентации «10 волшебных фраз родителей, которые подбодрят ребёнка перед экзаменом»

1-й слайд. «Счастье не определяется оценками».

У тебя впереди такая большая и насыщенная жизнь. Этот экзамен – лишь маленький эпизод в череде значимых событий. Когда тебе будет 40 лет, ты будешь смотреть назад на свою жизнь, и, скорее всего, ты даже не вспомнишь этот экзамен. Зато ты будешь помнить первую улыбку своего ребёнка, первую рыбалку с папой или первую дискотеку. И тогда ты точно будешь знать, что счастье не измерить оценками на экзамене.

2-й слайд. «Как же я не люблю экзамены!».

Ничто не работает лучше, чем честность. Вспомните свои ощущения. Неужели вы любили экзамены? А как бы отнеслись к тому, чтобы сейчас кто-то пришёл и оценивал ваши знания? Скорее всего, как минимум тревожно. Говоря ребёнку правду, вы сообщаете ему, что понимаете его чувства. Любые негативные эмоции кажутся менее яркими, если их с тобой разделили.

3-й слайд. «Я перед экзаменами тоже жутко нервничал».

Личный пример показывает, что папа с мамой тоже люди. И если для них было нормально переживать, значит, «и со мной всё в порядке», думает ребёнок. Человек, который приходит на экзамен, не может оценить уровень тревожности других людей. Зачастую ему кажется, что только он так беспокоится, а значит, он хуже подготовлен и у него больше шансов провалиться.

4-й слайд. «Это ещё ничего! Вот меня тошнило каждый раз».

Поддержите ребёнка, рассказав ему какой-нибудь забавный случай из собственной жизни. Юмор магическим образом действует на нервную систему. Смех снимает напряжение, а возможность сравнить себя с папой или мамой, снижает уровень серьёзности и ответственности.

5-й слайд. «Что самое плохое, что может случиться?».

Иногда страху нужно посмотреть в глаза. Пока мы представляем тёмный бездонный колодец, нам невероятно страшно от мысли, что там, на дне. Но как только на дно падает луч света, и мы видим старый башмак, прогнившее ведро, нам становится понятнее, что и это можно пережить. Представить наихудший сценарий – один из способов побороть страх. Даже если это будет провал, что дальше? Можно придумать план!

6-й слайд. «Это не конец света».

Хорошо бы услышать от ребёнка, что его так сильно пугает. Он боится быть хуже других? Боится потерять уважение учителей? Переживает за вашу реакцию? Его тревожит будущее? Плохая оценка – это не конец света. Нет безвыходных ситуаций. Это не значит, что не надо стараться, но означает, что с каждым из страхов можно что-то сделать.

7-й слайд. «Ты – это не оценка на экзамене».

Ты – намного больше. Ты – это игра на гитаре, танцы в комнате, сильный баскетболист, добрый друг. Твоя оценка не определяет тебя как личность. Она лишь показывает уровень твоих знаний по конкретной теме, помноженный на уровень стресса. А ещё к ним можно добавить элемент удачи или неудачи от тех вопросов, которые ты получишь на экзамене. Все мы знаем, что есть темы, в которых мы сильны, а есть те, которые мы надеемся не увидеть на экзамене.

8-й слайд. «Мы любим и будем любить тебя вне зависимости от твоих оценок».

И это самое главное. Из всех страхов мира ребёнок больше всего боится потерять любовь родителя. Наша любовь не должна зависеть от успешности ребёнка в целом и от оценок в частности. Мы любим тебя за то, что ты есть, а не за то, что «ты принес сегодня десятку или 100 баллов».

9-й слайд. «Люди не могут быть одинаковыми».

Кто-то из нас силён в математике, кто-то в гимнастике, а кто-то в ораторском искусстве. К счастью, окончив школу, люди идут в разных направлениях и, даже окончив университет, меняют решение, чем бы они хотели заниматься. У многих поиск себя длится всю жизнь, и зачастую это связано с тем, что в детстве его заставляли быть кем-то, кем он быть не хотел. Именно поэтому важно не стараться быть как все, даже когда дело касается академических знаний, а слушать себя и замечать в себе то, что отличает именно тебя. Именно поэтому все получают разные оценки.

10-й слайд. «Победа – это не всегда быть лучшим».

Победа – это в первую очередь умение преодолеть свой страх, это отвага сделать то, что делать боишься. Для кого-то победа – получить лучшую оценку, а для кого-то – вообще суметь сдать экзамен, не потеряв сознание от страха. Не факт, что первый будет в жизни более успешен, чем второй. Возможно, преодолеть страх было более серьёзной победой, чем получить девять или десять.

Ведущий. Данная информация находится и в раздаточных материалах. Вы сможете ознакомиться с ней более подробно и использовать в общении с детьми.

В качестве домашнего задания я хочу предложить вам способы снятия нервно-психического напряжения (раздаточный материал). Проработайте их вместе с вашими взрослыми детьми, выберите те, которые интересны и подходят вам, добавьте свои. Красочно оформите и повесьте дома на видное место. Старайтесь пользоваться ими для регуляции психоэмоционального состояния как собственного, так и своих детей.

  1. Релаксационные упражнения.
  2. Занятия спортом.
  3. Контрастный душ.
  4. Мытьё посуды.
  5. Пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски); кляксы. Потом поговорить о них.
  6. Скомкать газету, сделать комок как можно меньше и закинуть подальше.
  7. Газету или лист порвать на мелкие кусочки, «ещё мельче», потом выбросить в мусорное ведро.
  8. Послушать любимую музыку.
  9. Слепить из газеты своё настроение.
  10. Потанцевать под музыку, причём как спокойную, так и динамичную, быструю.
  11. Смотреть на горящую свечу.
  12. Вдохнуть глубоко до 10 раз.
  13. Погулять на природе, если позволяет место, громко покричать.
  14. Посчитать зубы языком с внутренней стороны.

Ведущий. Уважаемые родители! Представьте, что вы находитесь на лужайке. Вокруг вас цветы. Какие цветы вы будете собирать? (Ответы родителей). Я думаю только те, которые нравятся именно вам. «Мысли нужно выбирать как цветы – выбирайте только красивые (положительные)». Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии. Учите этому своих детей.

Упражнение «Лужайка впечатлений».

У каждого из вас есть «лужайка», на которой написаны различные слова, обозначающие чувства, состояния человека. Отметьте те, которые возникли у вас по итогам нашего занятия. Слова: понимание, уверенность, спокойствие, открытие, радость, перенасыщение, удовлетворение, переосмысление, усталость, загадка, дискомфорт.

Ведущий. Спасибо всем за работу! И помните, что вы для своих детей – источник поддержки, равновесия, спокойствия, безопасности.

В конце занятия законным представителям предлагается раздаточный материал, который включает: «10 волшебных фраз родителей, которые подбодрят ребёнка перед экзаменом», «Способы снятия нервно-психического напряжения».

 

Список использованных источников:

  1. Журнал «Школьному психологу и социальному педагогу» – Минск: Красико – Принт, 2017 (№ 2, № 6), 2019 (№ 2, № 6), 2020 (№ 4), 2021 (№ 1, № 3, № 6), 2022 (№ 6).
  2. https://adukar.com/by/news/roditelyam/kak-podderzhat-rebyonka-pered-ekzamenom-ili-tstom
  3. https://bilimland.kz/ru/news-articles/news/10-volshebnyh-fraz-kotorye-podbodryat-rebenka-pered-ekzamenom
свернуть

Моральные основы семейной жизни.

Целевая группа: родители учащихся XI класса.

Время проведения занятий: 3-я четверть.

 

Цель: повышение уровня компетентности родителей по вопросам воспитания будущего семьянина через определение роли семейных ценностей для каждого человека

 

Задачи:

обратить внимание на важную роль семьи для развития каждого человека;

показать, что семейные взаимоотношения, моральные принципы, педагогическое мастерство родителей являются необходимыми условиями формирования нравственных убеждений ребёнка;

формировать стремление к созданию доброжелательных отношений в семье;

способствовать формированию культуры общения родителей и детей.

 

Ход занятия

Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые родители!

Педагог социальный:

Какое счастье жить на свете, Когда я в мире не одна. Когда душа теплом согрета И за спиной стоит СЕМЬЯ. Понять способны мы не сразу… На это нужно много лет: СЕМЬЯ даётся лишь однажды – Дороже, ближе, лучше нет…

Я думаю, что вы без труда назовёте тему сегодняшнего разговора (ответы родителей).

Да, сегодня мы будем говорить о семье и о подготовке юношей и девушек к семейной жизни. Важнейшим аспектом семейного и нравственного воспитания подрастающего поколения в настоящее время является организация подготовки молодёжи к семейной жизни. Существует настоятельная необходимость формирования у молодёжи системы представлений о нравственно-психологических основах семьи и брака, регуляции поведения в брачно-семейных отношениях [1].

 

Основная часть.

Семья – не просто ячейка общества, как принято говорить. Это маленькое «государство» со своим уставом. Семья – это место, откуда всё начинается: воспитание, передача традиций и ценностей, приобщение к социуму, обучение морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить. Семья ассоциируется в первую очередь с родителями. Именно они играют главную роль в жизни каждого ребенка, дают путевку в будущее, воспитывают в нем доброту, человечность, тактичность, помогают развить эмпатию. Понимание того, что человек имеет крепкую семью, дает уверенность, силу.

Немаловажное влияние на развитие представлений о нравственно-психологических основах семьи оказывают братья и сестры. Старшие дают чувство эмоциональной защищенности, комфорта. Легче происходит познание окружающего мира и выстраивание контакта с людьми. Младшие также играют большую роль, так как по отношению к ним старший ребенок проявляет заботу, опеку, доброжелательность, оказывает внимание, помощь, демонстрирует человечность, дает чувство защищённости, любовь и тепло.

Являясь важнейшей составляющей общества, современная семья переживает ряд трудностей. За последние годы отмечается увеличение числа незарегистрированных браков, увеличение количества разводов и неполных семей, снижение рождаемости.

Многие проблемы современной семьи и общества находятся не только в материальной сфере. Они связаны с ценностными ориентирами и культурой общества, отдельной личности (психологическая, нравственная, правовая и гендерная культура), с уровнем образования и воспитания. Анализ причин кризиса молодой семьи указывает на отсутствие готовности молодых людей к ответственному выполнению обязанностей супругов и родителей, на недостаток необходимых знаний и умений для конструктивной реализации актуальных потребностей, успешного общения и совместной деятельности в ближайшем окружении. Поэтому основное внимание должно быть уделено повышению нравственного уровня молодежи.

Для эффективного выполнения будущих семейно-брачных ролей молодые люди должны получить определенные знания, умения и навыки в области семейной жизни. Необходимо в целом утвердить потребность человека в семье; осознание молодыми людьми ценности семьи, ее роли в обществе и значения для развития личности; сформировать психологическую готовность иметь детей и стремление их правильно воспитать.

Учитель, выполняющий функции классного руководителя (далее-классный руководитель):

Особую задачу в подготовке молодежи к семейной жизни составляет формирование мотивации брака, психологической готовности к сознательному выбору спутника жизни. При этом важно обеспечить достаточное информирование, усвоение необходимых сведений в этой области, а также выявление уже существующих представлений о любви, браке, семье, психосексуальные установки, ценностные ориентации современных юношей и девушек.

Цель подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни состоит в формировании активной жизненной позиции семьянина, способного к успешному построению брачно-семейных отношений и их гармонизации, обеспечению устойчивости брака, к выработке установок на ответственное супружество и родительство.

Одной из сторон качественной подготовки будущих семьянинов является степень информированности о будущей семейной жизни. Такая информированность определяется комплексом знаний о семье и браке, умений и навыков в области семейно-брачных отношений, и состоит из следующих компонентов:

1) хозяйственно-экономическая подготовленность, включающая комплекс экономических знаний и хозяйственных умений, необходимых в быту, которыми должны овладеть юноши и девушки (равномерное распределение хозяйственных обязанностей между супругами, умение организовать быт и досуг, умение планировать и соблюдать семейный бюджет и др.);

2) социальная самостоятельность – предусматривающая понимание будущими супругами ответственности за созданную семью, их экономическую самостоятельность, реальные возможности обеспечить семью материально, создать нормальные жилищно-бытовые условия и др.;

3) социальные и правовые знания по семейно-брачным отношениям – заключающиеся в понимании социальной значимости семьи как ячейки общества (знакомство с основами семейного законодательства, с правами и обязанностями супругов, родителей, детей, с правовыми нормами, регулирующими отношения в браке, семье и др.);

4) сексуальная воспитанность – наличие необходимых знаний об интимных отношениях в жизни супругов;

5) нравственно-психологическая готовность к семейной жизни – заключается в целом ряде качеств (проявляется в серьезном отношении к браку, к выбору спутника жизни, в чувстве ответственности за созданную семью, в готовности налаживать здоровую нравственно-психологическую атмосферу семьи, в умении улаживать сложные конфликты в семье, в терпимости к недостаткам членов семьи, справедливости в оценке поступков супругов и др.) [1].

В юношеском возрасте организация подготовки к семейной жизни приобретает особую остроту и актуальность. У юношей и девушек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола – «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Однако половое созревание само по себе ни в коем случае не определяет формирование личности молодого человека, оно лишь влияет на его физическое состояние. Общий характер чувств, привязанностей, идеалов в этот период во многом определяется сформированными свойствами личности, опытом дружбы, деятельности и общения со сверстниками и взрослыми.

В юношеском возрасте у человека сложились уже сравнительно прочные представления и навыки в общении с представителями другого пола, представления о своем будущем супруге, о себе, как мужчине или женщине, а также идеальные представления о мужественности-женственности.

Педагог социальный:

В воспитании будущего семьянина огромная роль принадлежит, конечно же, семье. «Для того чтобы семья могла эффективно решать задачу подготовки достойной смены, она должна учить ребенка этому еще с колыбели» – утверждал В.А. Сухомлинский.

Согласны ли вы с мнением авторитетного педагога? (Ответы родителей).

Родители воспитывают детей в соответствии со своими ценностными ориентациями, прививая им свои стереотипы полового и супружеского поведения. Но, оказываясь вне влияния родительской семьи и приобретая собственный опыт, молодые люди сталкивается с иной ситуацией, которая разрушает сформированные стереотипы. Возникает противоречие: идеального и реального, установок на супружество старшего поколения и молодежи. При вступлении в брак они меняются под воздействием реальной практики совместной жизни до рождения ребенка, а затем, после появления детей. Возникает целая система противоречий между возникшими представлениями о супружестве на этапе первичной социализации личности и теми требованиями, с которыми она сталкивается в своей дальнейшей личной жизни.

Рассматривая влияние семьи на формирование брачных установок, выделяют следующие факторы, способствующие формированию неадекватных брачно-семейных установок:

- аморальное поведение родителей (алкоголизм, девиантное поведение);

- неполный состав семьи;

- недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;

- наличие негативных отношений между родителями;

- конфликтность отношений в семье;

- вмешательство со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей.

Воспитание будущего семьянина во многом зависит от образа жизни и поведения родителей. Характер воспитания в родительской семье в значительной степени предопределяет облик будущей семьи, детей. При этом большое значение для формирования качеств семьянина имеют структура семьи, материально-бытовые условия, личностные качества родителей, характер отношений в семье, духовно-нравственные интересы ее членов.

Формирование у детей качеств личности семьянина во многом определяется характером отношений их родителей. С первых дней своей жизни, через все детство будущие мужья и жены извлекают из отношений родителей уроки этики и психологии семейной жизни, распределения домашних обязанностей, культуры взаимоотношений мужа и жены. Культура взаимоотношений супругов является для детей наглядным и самым главным уроком семейной жизни, и во многом определяет их установки на брак и семью. Условия и образ жизни семьи, личный пример родителей, гармония и красота их отношений создают тот неповторимый, своеобразный стиль семейной жизни, который и формирует у детей представления, чувства и необходимые качества будущих супругов и родителей.

Ориентация современных семей на рождение одного-двух детей оказывает существенное влияние на формирование репродуктивных ориентаций подрастающего поколения. Так, потребность в детях у супругов, выросших в однодетной семье, выражена значительно слабее, чем у супругов, выросших в многодетной семье.

Благополучный родительский дом формирует у детей положительные эмоциональные установки по отношению к будущему супругу и браку в целом, снабжает их необходимым для супружеского единения образцами поведения.

Сформировавшиеся в родительском доме положительные эмоциональные и нравственные установки, модели семейного (брачного) поведения создают больше перспектив для формирования собственного успешного брака у выходцев из благополучных семей.

Исследователями было также замечено, что развод родителей в несколько раз увеличивает вероятность развода у детей.

Таким образом, благополучие брака, как и пороки семейной жизни родителей, передаются как бы по наследству. Стиль и характер взаимоотношений родителей настолько сильно программирует стереотип брачно-семейных отношений, что отойти от негативной модели семейной жизни своих родителей взрослым детям не всегда удается.

Классный руководитель:

В настоящее время во многих семьях наблюдается весьма противоречивое отношение к ребенку: с одной стороны – излишняя опека, освобождение его от ряда посильных для него обязанностей, удовлетворение всех материальных потребностей, с другой – недостаток внимания и общения. И то, и другое пагубно отражается на формировании личности ребенка. Это может впоследствии негативно сказаться на формировании качеств семьянина, готовности к семейной жизни, нравственной потребности в материнстве и отцовстве. Особенно ярко потребность в неофициальном, доверительном общении с взрослыми выражена у старшеклассников, что обусловлено прежде всего появлением у старшеклассников ряда вопросов, ответы на которые они не могут получить в кругу своих сверстников (например, проблемы взаимоотношений с представителями противоположного пола) [1].

Именно в общении со старшим поколением молодежь постигает смысл жизни вообще и смысл семейной жизни в частности. Вызывает беспокойство тот факт, что у многих подростков и юношей отсутствует доверительное общение с близкими взрослыми людьми – как с отцом, так и с матерью. Чаще всего в таком положении оказываются дети, выросшие в семьях, где не установились близкие духовные контакты как между супругами, так и между родителями и детьми. Образ жизни подобных семей и сложившийся в ней стиль взаимоотношений оказывают отрицательное воздействие на формирование у детей способности к полноценному общению. Дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, характеризуются низким уровнем саморегуляции поведения, обладают повышенной чувствительностью ко всякому обращению к ним взрослого, испытывают трудности в отношениях со сверстниками. У таких детей усложняется усвоение ролевого поведения в рамках своего пола. Излишняя опека или недостаток общения в семье пагубно отражается на формировании личности ребенка и не способствует подготовке его к будущей самостоятельной семейной жизни.

Крепкая и дружная семья – это маленький кирпичик надежного фундамента здорового социума. Ценности – это стены маленькой ячейки общества, это правила и нравственные принципы, устои, традиции, по которым она живет, которые старается не нарушать.

Предлагаю вам «расшифровать» содержание важных семейных ценностей.

Правдивость (Честность в отношениях – основа всего. Без нее не получится создать крепкий и надежный тыл. Необходимо почитать любое ее проявление, здраво воспринимать критику, ибо в другой раз вы не услышите правды в свой адрес).

Гибкость (Очень важно проявлять лояльность, чтобы избежать ненужных ссор и распрей).

Сплоченность (Членам семьи нужно иметь личное пространство и свободу для различного рода деятельности. Но каждый должен четко знать, что он имеет крепкую семью, в которую всегда может вернуться. Чтобы быть одним целым, необходимо вместе проводить досуг, встречаться с родственниками).

Прощение (Нужно уметь прощать, не обижаться по пустякам. Жизнь настолько коротка, чтобы тратить ее на ненужные, отнимающие энергию, время и силы ссоры).

Щедрость (Нужно с детства учить детей отдавать, не требуя взамен. Это и есть закладка таких ценных качеств, как эмпатия, чувствительность, тактичность, сопереживание, человечность и так далее. Ведь если этого не дать крохе в начале его жизненного пути, он потом не восполнит пустоту души).

Традиции. (У каждой они разные. Одни ежегодно посещают могилы дедов, собираясь с родственниками со всех концов света. Другие традиционно празднуют постоянно день рождения сына на природе с палатками. Третьи каждую пятницу устраивают домашний кинотеатр с попкорном. Важно прививать с детства заинтересованность в предках, учить их почитать и помнить. Можно вместе составить дерево жизни - нужно знать своих предков, свои корни).

Любопытство (Нужно вовремя замечать и удовлетворять любопытство ребёнка, помогать ему познавать мир).

Общение (Очень важная ценность в каждой семье. Нужно говорить всегда и обо всем. Общение формирует доверие, на котором все держится).

Ответственность (Она появляется с возрастом, но прививать ее ребенку необходимо с детства. Начиная с уборки игрушек, поддержания порядка в комнате, ухода за домашним животным и так далее. Ребенку легко будет идти по жизни, обладая этим бесценным качеством).

Семейные ценности, благоприятный климат, сложившиеся моральные принципы и устои формируют у молодых людей образ будущей семьи. Крепкий тыл будет обеспечивать здоровое эмоциональное и физическое развитие каждого участника семьи: жены, супруга, детей.

Педагог социальный:

Рождение собственного ребёнка – одно из самых значительных событий в жизни человека. С появлением новорождённого меняется образ жизни, насыщаются новыми красками взаимоотношения в семье и с окружающим миром. Человек приобретает новый социальный статус, так как общество делегирует ему полномочия воспроизводства, воспитания и преемственности поколений. Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни подразумевает становление ответственного отношения к родительству.

Как бы нам ни хотелось, чтобы понятие «целомудрие» заняло свое почетное место в списке жизненных и моральных ценностей, выпущенный в свое время из бутылки Джинн – вседозволенность и безответственность – уже сделали свое дело, захватив в плен души молодого поколения. Молодёжные и подростковые сериалы с примитивным показом отношений между полами, навязчивая сексуальная информация Интернета стимулируют не только любопытство, но и преждевременное формирование либидо. Раннее начало половой жизни, с которым связаны весьма серьезные проблемы – подростковая беременность, инфекции, передающиеся половым путем, разочарование в любви, фригидность, – объясняются многими причинами. Риск раннего начала половой жизни выше там, где существует эмоциональная разобщенность членов семьи, где подростку недостает внимания, тепла, любви, понимания, где его возрастные или личностные особенности возводятся в степень семейного конфликта. Итогом таких отношений может стать неадекватная самооценка подростка.

Так, одной из причин раннего вступления в сексуальные отношения является заниженная самооценка девочки, когда она считает себя непривлекательной для противоположного пола. Именно такие девочки в три раза чаще, как показывают исследования, вступают в ранние интимные отношения, доказывая себе и окружающим – «не такая уж я дурнушка, на меня тоже обращают внимание». И такого «внимания» становится все больше и больше, ведь молва делает свое дело. Поэтому очень важно, чтобы наши девочки научились любить себя и своё тело, зная о том, что природа заложила в каждую женщину свою изюминку.

В воспитании женской самодостаточности велика и роль отца. Отец не должен стесняться своей отцовской любви, пусть он балует свою дочку вниманием, делает комплименты, восхищаясь её женственностью. Именно из «папенькиных дочек» вырастают девушки, знающие себе цену, идущие по жизни с гордо поднятой головой.

Исследователи утверждают, что мальчики с завышенной самооценкой в два раза чаще вступают в интимные отношения, чем их сверстники, адекватно оценивающие себя. Следовательно, родители должны во что бы то ни стало помочь и дочке, и сыну сформировать адекватную самооценку.

В мальчике должно быть воспитано бережное отношение к женщине, маме, бабушке, воспитательнице, учительнице, девочкам. Здесь важен пример отца, его отношение к жене. Активные занятия спортом помогают мальчикам сублимировать сексуальную энергию, переводя её в другой вид энергии. Помогите мальчику найти «его» вид спорта и тренера, который помог бы ему стать мужчиной.

Ответственности за свои поступки подросток в первую очередь должен учиться в семье. Пример родителей, их жизненная позиция определяют во многом поступки сына. Главная цель воспитания мальчика – воспитание ответственного поведения. Как бы ни пытались наши взрослеющие дети показать свою независимость, они хорошо понимают, что наша любовь, жизненный опыт им очень необходимы. Вот, что по этому поводу думают подростки: «Мне нужен тот, кто без всякой критики может спокойно выслушать и помочь мне разобраться в себе самом. Мне нужны любящие руки, которые бы успокоили меня. Мне необходимо место, где бы я мог поплакать. И мне нужен человек, который будет всегда рядом. Кроме того, мне нужен тот, кто ясно и громко скажет: «Остановись!» Но люди не должны мне напоминать о моих глупостях и читать нотации. Я сам о них знаю». Поэтому родительская любовь и мудрость должны стать главными помощниками в перемещении по трудной лестнице взросления наших детей, которым так хочется побыстрее стать взрослыми.

 

Заключительная часть.

Надеюсь, что сегодняшний разговор был для вас полезен и ещё раз доказал вам, насколько важен личный пример в воспитании детей, особенно в подготовке их к будущей семейной жизни. Ведь мы очень хотим, что жизнь в семье наших детей была счастливой и гармоничной.

РЕФЛЕКСИЯ «Лепестки рефлексии».

На столе перед вами лежат разноцветные лепестки (розовый – информация полезная и значимая, синий – информация неактуальная). Выберете, пожалуйста, тот лепесток, который отражает ваше впечатление от участия в занятии и передайте мне. Вот такой нежный цветок у нас получился. Цвет его лепестков говорит о том, что вы почерпнули много полезной и значимой для себя информации.

Предлагаем Вам памятку «Десять правил семейной жизни» (Приложение 1) и рекомендации «Практические советы по взаимоотношениям в семье» (Приложение 2).

Семья – это наш с вами очаг, в котором горит огонек надежды. И чтобы он не погас, и нам всегда было где отогреться, нужно его поддерживать. И делать свой личный вклад в виде безусловной любви, терпения, уважения и понимания.

Семья – это то, что удержит нас в шторм,
Ведь ей не страшны брызги жизненных волн,
Укроет от стужи и в дождь защитит.
Семья – наша крепость и верный наш щит.
Семья – это дети и брачный союз.
Что может сильней быть таких прочных уз?
Здесь каждый понятен и очень любим,
По-своему дорог и незаменим.
Желаем вам быть настоящей семьёй,
Ведь здорово, если родные – с тобой!
Желаем единства всегда и во всём,

И счастье наполнит пусть ваш дружный дом! Если после сегодняшней нашей встречи у вас возникли вопросы, вы можете обратиться за дополнительной консультацией к специалистам нашей школы. Телефоны вы можете найти на сайте школы.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.
  2. Согласны ли Вы с мнением психолога Карла Роджерса: «Мечта о браке, который «заключается на небесах», совершенно нереальна; над любыми устойчивыми взаимоотношениями между мужчиной и женщиной нужно постоянно работать, строить и перестраивать, постоянно обновляя их за счет обоюдного личностного развития»? Объясните свою точку зрения.
  3. Можно ли говорить о том, что стиль и характер взаимоотношений родителей может запрограммировать будущую семейную жизнь их детей? Аргументируете свою точку зрения.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Проведению занятия предшествует предварительная подготовка: классный руководитель изучает литературу по теме занятия, осуществляет отбор необходимой информации, выбирает форму проведения занятия, готовит раздаточный материал (карточки «Расшифруй семейные ценности»).

Рекомендуемая форма проведения занятия – лекция, последовательное изложение материала по заявленной теме.

Эффективными методами и приёмами являются следующие:

опора на жизненный опыт родителей: родители делятся мнением по поводу полученной информации, обсуждение высказываний авторитетных учёных;

          В качестве рефлексии выбран приём «Лепестки рефлексии». Родителям предлагается выразить своё впечатление от участия в занятии.

          На занятии используются карточки «Расшифруй семейные ценности», лепестки розового и синего цвета для проведения рефлексии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Методические материалы «Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Podgotovka-starsheklassnikov-k-budushhej-semejnoj-zhizni.pdf Дата доступа:11.03.2022.

 

Приложение 1.

Памятка «Десять правил семейной жизни».

  1. Семейная азбука начинается с местоимения «Мы». Каждый из супругов должен «приглушить» свое «Я» и все воспринимать, делать и строить свою жизнь с позиции «Мы». Соблюдение этого правила серьезно пополнит семейную жизнь счастьем, взаимопониманием, радостью.
  2. Спеши повторить хорошее. Сделала хорошее дело, спеши еще сделать хорошее для супруга, для семьи. Это наполнит счастьем не только того, для кого сделано то хорошее, но и самого делающего добро.
  3. Остановись в гневе. Мудрое правило: не спеши излить свой гнев, подумай, осмысли ситуацию, умей понять и простить супруга.
  4. Если ты (он) уверена, что он (она) виноват, то ищи причину в себе. В истинном смысле во взаимоотношениях супругов в конкретных ситуациях почти всегда виноваты оба, и если случится проступок, в котором явно виноват один из супругов, то почва для проступка была, возможно, когда-то подготовлена другим супругом.
  5. Каждый шаг навстречу равен многим дням радости, каждый шаг в сторону от семьи, от супруга – многим горьким дням. В молодых же семьях часто бывает наоборот – поссорились супруги, ни один из них не хочет сделать шаг навстречу, ждет, когда это сделает другой. А иногда еще хуже того – действует по принципу: «ты мне сделал плохо, а я тебе еще хуже сделаю», как говорится, «зуб за зуб». Все это приводит к серьезным разногласиям в семье.
  6. Доброе слово – хорошо, а доброе дело – лучше. Безусловно, везде доброе дело лучше, чем доброе слово. Но в семейных отношениях иногда доброе слово значит не меньше, чем доброе дело.
  7. Умей не только вставать на место другого, но достойно встать на свое в данной ситуации. Это умение само не приходит, его необходимо терпеливо и настойчиво воспитывать у детей.
  8. Не верит тот, кто сам обманывает. Семейные отношения строятся на доверии друг другу. Следует воспитывать у молодежи стремление сохранить это доверие, оправдать его.
  9. Быть другом его (ее) друзей, тогда и твои друзья станут его (ее) друзьями.
  10. Никто не стремится любить тещу и свекровь, но готовы любить двух мам.

 

 

Приложение 2.

Рекомендации «Практические советы по взаимоотношениям в семье».

 

  1. Семья всегда на первом месте. Необходимо как можно чаще проводить время вместе. Это семейные праздники, ужины, завтраки, ведь дети видят и перенимают ту трепетность чувств, которую проявляют близкие и родные друг к другу.
  2. Не пренебрегайте уважением. Нужно начинать с себя. Если вы не будете уважать родных, чужих людей, своих детей, в конце концов они так же будут относиться ко всем, а это страшно.
  3. Создавайте вместе семейные традиции.
  4. Приобщайте детей к домашней работе, хвалите их за это обязательно.
  5. Показывайте свою любовь к ним. Чаще говорите теплые слова.
  6. Демонстрируйте сыновьям идеал семейного мужчины, чтобы он воспользовался этой моделью поведения и в будущем создал свою крепкую и надежную семью.
свернуть

ГИПОДИНАМИЯ - ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Задачи: 

  1. Раскрыть проявление гиподинамии у детей и их проблемы в семье и школе.
  2. Дать рекомендации родителям по выполнению физических подростками упражнений против гиподинамии.

Гиподинамия - пониженная подвижность вследствие уменьшения силы

движений. Гиподинамия возникает в результате малоподвижного образа жизни, в частности вследствие перегрузок школьников домашними заданиями и соответственно сокращения времени для отдыха и спортивных занятий. Гиподинамию принято считать социальным заболеванием, так как все меньшее количество людей прилагают хоть какое-то усилие, чтобы выполнить ту или иную работу. Современные дети огромное количество времени уделяют не столько учебе и спорту, сколько компьютеру.

В самую первую очередь попробуем разобраться во всех существующих

причинах, способствующих развитию данного синдрома. Сразу же обращаем

Ваше внимание на то, что таких причин на сегодняшний день предостаточно.

Это и чрезмерное количество автоматизации и механизации, и малоподвижный образ жизни, и нерациональное использование транспорта. Довольно часто к развитию гиподинамии приводит и не совсем правильная организация отдыха.

Если говорить о причинах развития гиподинамии у школьников, то это, как правило, чрезмерные школьные нагрузки, которые не дают возможности детям как можно чаще играть либо заниматься спортом.

Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье.

Гиподинамия весьма отрицательно сказывается на позвоночнике школьника, что в свою очередь становится причиной развития различных заболеваний жизненно важных органов. Продолжительная гиподинамия вызывает снижение иммунной реактивности организма. Гиподинамия особенно опасна в детском возрасте. Она задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Существенно снижается сопротивляемость к инфекции. У школьников малая подвижность, длительное пребывание в однообразной позе могут вызвать нарушение осанки.

Хочется обратить Ваше внимание и на то, что гиподинамия – это прямой путь к ухудшению состояния зрительного анализатора и мышечной чувствительности, снижению координации движений и работы вестибулярного аппарата. Одна из причин близорукости у детей – гиподинамия. Уже давно замечено, что подростки, плохо развитые физически, часто бывают и близоруки. Иногда, прогрессируя, близорукость приводит к необратимым изменениям и значительной потере зрения. Накопление избыточного веса у ребенка также является следствием малоподвижности. Ожирение у детей сейчас встречается в два раза чаще, чем 10 лет назад. Иногда ожирение у ребенка может достигать значительной степени. Многие родители не воспринимают это как болезнь. Но в 80% случаев полнота, возникшая в детстве, не покидает человека уже всю жизнь. Гиподинамия ведет к ожирению потому, что жир сгорает в мышцах: в работающих мышцах этот процесс многократно усиливается, а в малоподвижных, соответственно, уменьшается.

Как бороться с гиподинамией у детей?

Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Хорошо, если родителям удастся превратить зарядку в игру. Сегодня многие родители стараются определить ребенка в кружки «умственного развития» уже в самом раннем возрасте. Но чем больше ребенок

рисует или лепит, тем меньше он двигается, бегает и прыгает. Лучше, если занятия будут сбалансированы и сочетаются с хореографией или физическими упражнениями. Не стоит ограничивать двигательную активность ребенка только прогулками. Этого недостаточно. Растущему организму требуется намного больше движения.

Хорошо, если ребенок посещает спортивную секцию, где ему помогут полюбить физическую активность. Если школьник в силу обстоятельств не посещает спортивный кружок, то физическое воспитание ложится на плечи родителей. Летом можно купаться в открытых водоемах, зимой кататься на лыжах, коньках и санках, играть в настольный теннис, а посещать бассейн можно круглый год. Не столь важно, какой вид нагрузки будет выбран основным, важна регулярность занятий. А также следует помнить, что физическая активность – не тот процесс, при котором можно полностью сконцентрироваться на результате, движение приносит радость само по себе. Рецепт эффективной борьбы с гиподинамией у детей и подростков очень прост: занятия должны быть: во-первых - интересными, а во-вторых - регулярными.

Помимо прямой пользы от физических нагрузок, у детского спорта есть еще одна важная особенность – он формирует правильный образ жизни, с отказом от вредных привычек и постоянной потребностью в движении. Не откладывая в долгий ящик, проанализируйте двигательный режим своих детей. Как много времени они проводят за компьютером? Не слишком ли долго отлеживаются на диване, слушая музыку? Сделайте это именно сегодня, не откладывая на завтра.

И помните, личный пример родителей – самое эффективное средство привлечения детей к здоровому образу жизни.

 

Рекомендации по выполнению физических упражнений против гиподинамии.

Чтобы превратить свой образ жизни из малоподвижного в динамичный, мало просто бесконтрольно совершать, двигательные действия. Важно слушать организм и соблюдать определенные правила.

Вот некоторые из них:

За час, а лучше больше, не принимайте пищу.

А вот пить воду можно, правда, за полчаса. Это убережет Ваш организм от обезвоживания и создаст дополнительные проблемы.

Стягивающую, синтетическую одежду оставьте для проведения культурного досуга. Здесь подойдет свободная спортивная форма, желательно из натуральных тканей.

При выполнении упражнений, требующих значительных усилий, не задерживайте дыхание. Дышите ровно и через нос.

Занимайтесь по утрам или вечером в районе с 17:00 до 19:00. Это самое оптимальное время.

Постарайтесь выполнять движения не автоматически, а со старанием и положительными эмоциями. Правильный психологический настрой добавит эффективности и пользы физическ

свернуть

Как уберечь ребенка от зависимости

Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.
развернуть

Тема нашего собрания “Как уберечь ребенка от зависимости”. Для начала дадим определение слову “зависимость”.

  1. Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.

Зависимость бывает химическая и нехимическая.

  • К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
  • К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.
  • Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.

Привыкание к алкоголю происходит постепенно.

Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.

Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств.

Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:

  • к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,
  • ухудшается деятельность        органов      кровообращения, дыхания     и пищеварения,
  • “падает” зрение,
  • появляются проблемы с лишним весом.
  • Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.
  1. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
    • ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
    • по 6-10 часов проводит за компьютером;
    • у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
    • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
    • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
    • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
    • ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
    • во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
    • становится более агрессивным;
    • трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.
  • Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:
  1. Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
  2. Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.
  3. Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.
  4. Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн- друзья.
  5. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
  6. Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений! Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, - гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.
  7. Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это - редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.
  8. А теперь несколько слов о признаках возможной наркотизации подростка.

а) Психологические:

  • Неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
  • Проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
  • Потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;
  • Самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
  • Снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
  • Кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
  • Нарастающая скрытность и лживость;
  • Неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
  • Потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
  • Ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
  • Безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.

б) Физические признаки:

  • Потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
  • Чрезмерное расширение или сужение зрачка;
  • Нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
  • Повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью; • Бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;

Быстро портящиеся зубы;

  • Синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках. Наблюдение за ребенком.

Если вы хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать, как он. Дня этого полезно вернуться ко времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивпыми веществами, например, с табаком или алкоголем. Постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей.

Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретёте его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту.

Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

  1. Примеры построения диалога с подростком: Отец: ты когда-нибудь курила?

Дочь: М-м-м...

Отец: Я курил довольно много.

Дочь: Да?

Отец: Я думаю, что тратил почти все карманные деньги на сигареты.

Дочь: Хм...

Отец: Я не считал курение опасным. А как часто тебе приходилось курить? Дочь: Мне? Один или два раза. Потому, что все это делали. Но мне не понравилось.

Отец: Я рад! Тут нечему нравиться.

Можно сказать, что спокойный и рассудительный тон отца располагает дочь к доверительной беседе.

VII. Рекомендации:

Попросите ребенка объяснить, что его заботит. Не торопите с ответом. Дайте ему время подумать.

  • Не навязывайте ребенку свои взгляды и не судите его.
  • Говорите о себе, чтобы ребенок легче говорил о себе.
  • Умейте слушать, чтобы понять, чем живет ваш ребенок, каковы его мысли и чувства.

Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

  1. Информационный метод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационных стратегий:

 а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);

б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения;

  1. Следующее. Профилактику зависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность. формирование навыков общения, уверенности в себе.
  2. Третье. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия решений.
  3. Четвертое. Метод альтернативной деятельности: это - нахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия. В качестве примера могу привести следующие данные. На профилактическом учете в полиции состоят 5 подростков нашей школы. Причины: драки, мелкие кражи, вождение автомобиля без прав. Все эти подростки ничем не заняты в свободное от школы время; ни кружки, ни секции не посещают.
  4. И последнее. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.

Закончить своё выступление хочу таким стихотворением: 

Семья – это счастье, любовь и удача!

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это праздник, семейные даты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет.

Мечты о хорошем, волнение, трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота.

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будем вместе любовь мы беречь, Обиды и ссоры - подальше от дома.

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

“Какая хорошая Ваша семья!”

свернуть