РУС БЕЛ ENG

Советы психолога родителям

Дорогие родители!

Герцен писал, что воспитать одного ребенка намного труднее, чем управлять народами, выступая с трибун. Нам поручено самое важное и сложное дело на земле – воспитывать человека.

Не забывайте, что ребенок – это чувствующий и переживающий человек.

Будьте осторожны! Ранить ребенка очень легко, и рана эта порой кровоточит всю жизнь.

Не оставляйте ребенка одного с его проблемами. Не говорите ему, что это пустяки. В сознании детей нет пустяков. Если ребенок расстраивается – это сигнал к срочной помощи. Дети не переносят одиночества, когда им плохо. Причина многих психических расстройств в том, что в детстве проблемы человека оставались не решенными. Дети не выносят нерешимости, все должно иметь свое решение, любая ситуация должна быть разобрана.        

Если вы несколько раз подряд не поможете ребенку справиться с какой-либо проблемой, которая нам кажется сущим пустяком, не стоящим внимания, он отстранится от вас настолько, что могут понадобиться годы, чтобы это расстояние сократилось.        

Ноша нерешенных проблем детства остается в сознании человека на всю жизнь. Неслучайно многие психоаналитики уделяют большое значение детству человека. Разговоры и воспоминания о детстве нередко помогают взрослым людям решить когда-то нерешенное, исправить неисправленное, понять непонятное.        

Психоаналитик выступает в этом случае – как «запоздавший» на годы родитель пациента.

Заповеди для родителей

Простые и действенные правила, которые было бы неплохо принять на вооружение каждому родителю
развернуть

— Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

— Ясно определите, что вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

— Предоставьте самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

— Лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его неправильные и ложные пути к цели.

— Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

— Своевременно сделать замечание, оценить поступок сразу и сделать паузу – дать осознать услышанное.

— Главное – оценить поступок, а не личность.

— Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.

— Ваше воспитание должно быть поэтапным.

— Вы как воспитатель должны быть строгими, но добрыми.

свернуть

Учебные советы родителям

Как помочь ребенку учиться...
развернуть

Совет 1. Посещайте со своим ребенком библиотеку и запишитесь туда сами. Выясните, какие книги предпочитает ваш ребенок (фантастику, компьютерную тематику, романы, приключения…). Сразу же возьмите в библиотеке книгу для вашего ребенка.        

Совет 2. Составьте вашему ребенку приблизительный план-график на послеобеденное время. Этот план наряду с домашними заданиями должен отводить достаточно времени игре, но и одновременно постепенно приучать ребенка к четко расписанному учебному времени.        

Совет 3. Регулярно разговаривайте с классным преподавателем вашего ребенка. Так вы сможете вовремя узнать, какие у ребенка есть проблемы.        

Совет 4. Не подрывайте авторитет учителей. Разве ваш ребенок будет уважать учителя, если вы говорите о нем плохо? Если у ребенка есть серьезные проблемы, он чувствует себя обиженным и обделенным, поговорите об этом с учителем или школьным директором, попробуйте решить проблему вместе.        

Совет 5. Дайте ребенку вознаграждение (например, карманные деньги) за хорошие оценки. Но при этом не забывайте, что все хорошо в меру: не балуйте ребенка, но все-таки предложите стимул (прогулка, посещение кино, приглашение в кафе…).        

Совет 6. Подарите вашему ребенку дополнительные учебные материалы, только не вместо детских игрушек (постарайтесь это выделить).        

Совет 7. Читайте также учебные советы ученику: как учиться на «отлично», как правильно организовать свой день, как готовиться к экзаменам. Все, что надо знать ученику.        

Ваш ребенок должен делать паузы в учебное время. Этого не знают многие дети. Скажите вашему ребенку, что ему следует после 45 минут учебного времени сделать короткую (5-10 минут) паузу.        

Совет 8. Устройте вашему ребенку хорошее учебное окружение, создав убранное, хорошо освещенное рабочее место.        

Совет 9. По возможности применяйте дневной свет. В случае , если дневного света недостаточно, следует воспользоваться хорошей лампой.        

Совет 10. Позаботьтесь о тишине! Никто не сможет хорошо учиться при шуме или музыке. Избегайте помех (телефон, постоянный надзор).        

Совет 11. Стимулируйте вашего ребенка при неудачах в школе и хвалите его при хороших оценках. Избегайте в любых случаях таких предложений, как: «Из тебя ничего не выйдет» или «Ты совсем тупой».        

Совет 12. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок достаточно пил Воды. Научные исследования доказывают, что недостаток воды в организме колоссально снижает работоспособность мозга. Лучше всего пить минеральную воду, фруктовый сок или чай. В качестве чая особенно советуют красный, богатый витамином С.        

Совет 13. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок занимался спортом. Очень хорошо, если ваш ребенок занимается командным видом спорта: при этом развивается способность эффективно работать в команде.        

Совет 14. Если у вашего ребенка нарушение концентрации внимания, и он при этом выглядит еще бледным и обессиленным, то вполне возможно, что организму ребенка не хватает витаминов. Нужно обследоваться у врача и пройти курс лечения в соответствии с поставленным диагнозом.        

Совет 15. Подойдите к ребенку с хорошим примером и покажите ему, как важно учиться. Обратите его внимание на то, что только прилежная учеба дает успех.

свернуть

Советы родителям, желающим помощь своим детям в выполнении домашних заданий

Родители всегда пытаются помощь своим детям в приготовлении уроков. Эта помощь варьируется от отдельных кратких объяснений до полного выполнения задания вместо ребенка.
развернуть

В любом случае возникает масса проблем. В попытках справиться с ними родители используют различные методы: подкуп, угрозы, наказания, рассуждения. Мотивы взрослых вполне объяснимы. Разве можно найти что-то плохое в естественной родительской озабоченности? Однако очень часто родители только усугубляют школьные стрессы своих детей.

Приемы, призванные помочь школьникам в процессе выполнения домашних заданий:

1. Выполнение распорядка дня

Многим детям помогает соблюдение четкого распорядка дня. Для ребят слишком велико бремя ответственности, если им приходится самостоятельно решать, когда приниматься за выполнение домашней работы. Детям надо заранее решить, делать ли им уроки сразу после прихода из школы или, например, после ужина. Однако, после того как примерное время выполнения домашних заданий определено, нужно придерживаться расписания настолько четко, насколько это возможно.

Четкое выполнение распорядка дня поможет справиться с такой проблемой, как «вылавливание» детей и «усаживание» их за работу. Через некоторое время домашняя работа станет просто естественной частью их ежедневного расписания. Заметим, что время, отведенное на ее выполнение, не должно ничем прерываться. Телефонные звонки, телевизионные передачи и всё остальное может подождать, пока работа не будет завершена.

Вечером родителям следует обязательно проверить выполненную домашнюю работу. Многие дети очень волнуются, боясь принести в школу задания, выполненные с ошибками. Поэтому очень важно, чтобы родители регулярно проверяли работу. Такое поведение взрослых порождает у ребенка ощущение завершённости работы, является признаком доброжелательного внимания родителей, а также формирует чувство безопасности и уверенности, что задания выполнены без ошибок. Эту уверенность школьник принесет с собой в класс, а значит, будет чувствовать себя спокойнее, когда станет выполнять классную работу. Однако если ребенок не понял какой-то определенный материал, то родителям нужно сообщить об этом учителю.

2. Распределение заданий по степени сложности

Для некоторых детей является проблемой сделать выбор, с какого задания начинать выполнение домашней работы. Они могут очень долго решать эту проблему. Целесообразно предложить им начинать выполнение заданий с самых легких. Таким образом, у ребят оказывается выполненным большее количество задач и упражнений, что порождает чувство удовлетворенности.

3.Родителям не следует сидеть рядом с ребенком все время, пока он делает уроки.

Многие родители скажут, что их дети не умеют самостоятельно работать, и им приходится сидеть рядом с ними. На самом деле это не так. Видя, что родители готовы постоянно находиться рядом, дети сознательно решают ничего не делать самостоятельно. Кое-кто просто перестает работать, как только родитель отходит от него. Часто такие несамостоятельные школьники не справляются с классной работой, принося недоделанные задания домой.

Если родители уже оказались в такой ситуации, не следует немедленно менять установившийся порядок вещей. Надо двигаться постепенно. Несколько дней подряд взрослым целесообразно садиться как можно дальше от ребенка, выполняющего домашнее задание. Постепенно родителям следует увеличивать расстояние между собой и школьником, пока он не станет работать полностью самостоятельно.

4. Самостоятельно проверить то, что выполнено правильно

Как правило, родители в первую очередь обращают внимание на ошибки своих детей. Взрослым стоит взять за правило отмечать, как хорошо школьник выполнил те задания, которые сделаны без ошибок. А относительно заданий, в которых допущена ошибка, сказать ребенку: «Я думаю, что если ты еще раз проверишь этот пример, то у тебя может получиться несколько другой ответ». Это побудит ученика вернуться к заданию без отвращения и чувства бессилия.

Если родитель начнет проверку домашнего задания с разбора ошибок, да еще и рассердится, то ребенок, вместо исправления недочетов, будет переживать, что вызвал неудовольствие взрослого.

Иногда целесообразно проверять домашнее задание по частям, сразу после того, как школьник решил задачу, выполнил упражнение. Для многих детей важно немедленно получить подтверждение, что вес сделано без ошибок или как можно быстрее исправить погрешности в работе. Таким образом, ребенок достаточно быстро может получить обратную связь относительно хода выполнения уроков. У него возникнет желание хорошо выполнить следующее задание. Если же ребенок начал что-то делать неправильно, то он имеет возможность сразу обнаружить и объяснить ошибку. Это значит, что школьнику не придется переделывать все задание целиком.

5. Не следует разрешать школьнику сидеть за уроками весь вечер напролет

Иногда родители разрешают ребенку сидеть над домашним заданием несколько часов подряд. Это вполне нормально, если школьник действительно работает над заданием, которое, в самом деле, требует столько времени на выполнение. Однако если взрослый видит, что за час или два ребенок почти не продвинулся в его выполнении, то надо прекратить бесполезное занятие. В таком случае целесообразно написать учителю записку, объясняющую происшедшее, или встретиться с педагогом.

Каковы причины неспособности школьника справиться с заданием дома?

—Он мог просто не понять новый материал, и поэтому был не в состоянии выполнить домашнее задание.

—Возможно, у ребенка уже сформировалось чувство беспомощности. В этом случае, если он будет долго сидеть над заданием, велика вероятность, что оно будет выполнено родителями.

—У ребенка могут быть серьезные проблемы с обучением в целом, например, по причине несформированности необходимых учебных умений и навыков.

Ученик не в состоянии справиться с большим объемом задания.

6. Помощь при заучивании информации из учебника

Часто школьники не знают, на что им надо обращать внимание в процессе чтения учебного текста. В большинстве учебников в конце каждого параграфа есть вопросы. Родителям стоит обсудить их с ребенком до того, как он начнет читать учебник. Используя такую тактику, школьник будет знать, на какую важную информацию надо обращать внимание.

Некоторые дети стремятся запомнить абсолютно все, что написано в учебнике. Тогда целесообразно дать такому ребенку карандаш и попросить его отметить слово или предложение, которое, по его мнению, является ответом на один из вопросов. Рассмотрите возможность записи главы из учебника на магнитофон. Исследования показывают, что чем больше разных органов чувств используется для получения информации, тем больше вероятность усвоения информации.

7. Родителям стоит обращать внимание на невербальные сигналы, которые они посылают своим детям в ходе выполнения домашнего задания

Родители часто говорят, что никогда не впадают в гнев и не кричат на своих детей, когда помогают им делать уроки. Однако общение происходит не только на вербальном уровне. Известно, что невербальные способы передачи информации являются не менее значимой частью общения. Поэтому очень многие сигналы, особенно негативные, могут быть переданы довольно просто, даже если родители сами об этом не подозревают. Гримасы, напряженность позы, вздохи, поднятые брови и другие проявления «языка тела» - все это является невербальными ответами на промахи детей. Если они достаточно чутки, то быстро примут эти сигналы. Это только добавит напряженность в ваши взаимоотношения, связанные с домашней работой.

свернуть

Советы психолога для родителей...

Чтобы ребенок не стал трудным

"Странные хобби"

развернуть
Самым лучшим советом и примером для вашего ребёнка может быть ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР. Не хотите, чтобы ваш ребёнок злоупотреблял алкоголем или другими пагубными привычками, сами не делайте этого. Пусть подросток видит, что родители выпивают в хорошей компании для хорошего настроения, а не для того чтобы выяснять отношения в пьяном состоянии. Хотите, чтобы ваш ребёнок уважал родителей и в дальнейшем построил свою хорошую семью, сами покажите пример в семье. Пусть подросток видит, как родители умеют находить спокойные и мудрые решения в конфликтных ситуациях, как родители умеют уступать друг другу. Хотите, чтобы ваш ребёнок умел работать и отдыхать, покажите ему, как вы умеете это делать хорошо. Проводите больше времени с семьёй. Гуляйте вместе после работы, а не только на выходных. Постарайтесь быть интересным своим близким и пытайтесь понять, что интересно вашим близким.  Расширяйте круг ваших интересов и увлечений. Подростку очень тяжело, а скорее просто невозможно решить самому те проблемы и вопросы, которые наваливаются на него. Подросток, скорее всего, недоволен своим положением в жизни. Он задаёт себе вопрос, почему я родился именно в этой семье, в этом городе, в этой стране. Почему он одевается хуже, чем другие? Почему не такой модный мобильный телефон, не такой компьютер как хотелось бы? Почему не хватает карманных денег? Почему надо помогать родителям, в то время как друзья гуляют во дворе? Почему надо подрабатывать, чтобы купить себе новые кроссовки или компьютер, в то время как другим детям это достаётся просто так? Вопросов возникает огромное количество, и ребёнок не может ответить на них самому себя. Вместо ответов в душе ребёнка возникает обида на судьбу. Мы живём в тяжёлое время перемен. И в этом жёстком мире единственной "спокойно гаванью" может оказаться только ВАША семья. Только ВАША семья может научить, переубедить и показать пример ребёнку, как построить жизнь.
Наберитесь терпения, если ваш ребёнок уже пошёл не по той дороге. Отменить в один момент все плохие привычки вашего ребёнка не удастся. Говорят, чтобы приобрести плохую привычку надо 14 дней, а чтобы избавиться от неё - !!! 3 месяца

Странные хобби

В понимании взрослого увлечения ребёнка до сих пор ассоциируются с музыкой, спортом, танцами, рисованием. Да, действительно с этими увлечениями была связана юность многих поколений. Но за последние 10-15 лет всё резко поменялось. Сейчас на первый план у детей выходит компьютер и Интернет, дискотеки и клубы, уличные виды спорта (танцы на асфальте, экстремальный велоспорт и т.д.), странные для взрослых музыкальные течения и т.д.
Несмотря на всю странность таких увлечений, родители должны радоваться, что их ребёнок увлекается хоть чем-то. На самом деле важно не само увлечение, а постоянство, с которым ребёнок подходит к нему. У ребёнка вырабатывается цель, к которой он хочет прийти. Научится оригинально танцевать, делать трюки на велосипеде, хорошо играть в компьютерные стратегии и т.д. Поддерживайте ребёнка в таких хобби, выделяйте деньги по возможности на необходимые аксессуары, интересуйтесь его достижениями и проблемами, как делают наши родители.
свернуть

Памятка родителям

Рекомендации по воспитанию у детей доброты
развернуть

С целью воспитания у детей доброты во всех ее проявлениях – любви к людям, доброжелательности, сострадания рекомендуем:

1. Общаться с детьми не менее 3 – 4 часов в сутки, в том числе до одного часа совместно заниматься общественно полезным трудом и столько же – играми и спортом.

2. Не кричать на детей, и вы убедитесь, что ребенок научился вас слышать.

3. Не злоупотреблять алкоголем, курением, не приносить домой чужое. Помнить, что дети копируют вас, они – отражение вашей семьи.

4. Прибегать к эмоции страха только в крайнем случае, но доводить начатое дело до конца, помня, что воспитывают мелочи и секунды.

5. Помнить, что воспитание – это передача детям вашего жизненного опыта. Чем выше ваша чувственная сфера, тем больше вы можете сопереживать чужой беде и радости. Будьте милосердны.

6. Если у вас возникли трудности в деле воспитания, обратитесь за помощью в школу:

— найдите возможность встретится с учителем;

— проясните проблему: сформируйте свою точку зрения;

— поставьте перед собой и собеседником вопрос: что можно сделать в данной ситуации;

— выберите оптимальный вариант для обеих сторон;

— обсудите действия каждой стороны в рамках принятого решения;

— договоритесь о сроках и способах связи друг с другом.

8. Занимайтесь со своим ребенком:

— Всегда спрашивайте у ребенка, что нового он узнал в школе, а не какую оценку он сегодня получил. Посмотрите на ошкольников: они веселы и любопытны. Психологи называют это «познавательной потребностью» - когда детям интересно все, что происходит вокруг. Стоит им пойти в школу, как картина меняется, любознательность куда-то исчезает. Дело не в самих учениках или в школе. Спросите у любого школьника, зачем он учится. 80% ответят – для того, чтобы получать оценки, процентов 15% назовут еще какие-либо причины, и только 5% скажут, что получают знания в школе. Запомнить ребенок может много, если ему это интересно, но запоминать, например, какие возвышенности есть в Белоруссии, ему скучно.

— Не ругайте его за неудовлетворительные оценки, они не объективно отражают уровень знаний. Постоянное недовольство родителей отметками в школе приводит к формированию «комплекса неудачника». Если он будет учиться, как учится, сосредоточившись на необходимом минимуме, то не потеряет интереса к учебе.

— Поощряйте в ребенке желание принимать самостоятельные решения и иметь свою точку зрения. Пускай учителя по литературе будут недовольны его сочинениями, которые будут расходиться с мнением признанных критиков. Прекрасный пример – знатоки из телеигры «Что? Где? Когда?», где главное – не объем памяти, а способность думать.

— «Превращайте всякое знание в деяние». Практическое применение полученных знаний позволит повысить интерес к учебе, избавив от зубрежки. Например, изучив «проценты», научите ребенка сразу применять это в жизни при расчете денег.

свернуть

Советы психолога для родителей...

Как избавить ребёнка от пагубных привычек.
развернуть
Побоями, угрозами и строгими запретами вы ничего не решите. Вы только усилите желание ещё больше "вкушать запретный плод". Более того, ребёнок уйдёт в себя, будет прятаться и врать. Вам придётся найти способы постепенно и уверено отучить вашего ребёнка от пагубной привычки. Важно, чтобы ребёнок относился к вам в этом вопросе скорее как к советчику и другу, которому можно доверять, чем как к жёсткому воспитателю.
Постарайтесь использовать убедительные доводы, почему не надо курить и пить:
- сигареты и алкоголь, который приводит к зависимости. Привыкнуть просто, избавиться от привычки очень   тяжело.
- убеждайте, что, несмотря на то, что все курят и выпивают, надо оставаться индивидуальностью и уметь   сдержать себя от вредной привычки
- приводите примеры реального вреда для здоровья. Например: объясняйте, что сигаретный дым засоряет смолами лёгкие и убивает клетки, пиво и слабоалкогольные напитки разрушают печень и т.д.
Рано или поздно в сознание ребёнка закрадётся мысль о вреде его привычек. И это будет основательный шаг на пути избавления от них. Ну и самое главное сами не злоупотребляйте курением и выпивкой, что само по себе будем самым большим жизненным примером и советом для вашего ребёнка.
свернуть

Советы психолога для родителей...

Как поддержать ребенка...
развернуть

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

1) Ни в коем случае не сравнивать посредственные результаты своего ребёнка с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок может быть реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами.
2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.
3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым обрести веру в себя.
Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает.

свернуть