Родительское собрание на тему: «Ребенок среди сверстников»
Цель:
Привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.
Задачи:
- показать значимость общения со сверстником для развития ребёнка;
- обратить внимание на проблемы общения детей;
- формировать родительские установки на оказание эмоциональной и когнитивной (обучение социальным навыкам) помощи детям.
Ход собрания:
Педагог: Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Тема нашего разговора – общение. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.
Ребенок среди сверстников
Практически незаменимым по силе своего воздействия является общение ребенка с людьми, входящими в его близкий круг. Это сверстники, с которыми общается ребенок, соседи по квартире или двору, ученики класса, школы. С поступлением в школу и изменением основного вида деятельности у ребенка постепенно на первый план выходят уже личностные характеристики сверстников. Но они еще пока связаны с успехами или неудачами в учебной деятельности.
Организация общения может помочь индивидуальной адаптации, а может и выбросить ребенка за рамки коллективных интересов и деятельности. Каждый ребенок в любой детской группе, будь она коллективом или просто объединением детей, занимает свою социальную нишу. От чего же зависит, какое именно место займет ребенок? От многих причин. Особенностей его характера, умения себя вести, темперамента, принятия или непринятия его учителем, его учебных успехов. Вот далеко не полный перечень формулы социального статуса ребенка в группе. В каждом классе, группе детей есть «вожаки», лидеры, способные увлечь за собой остальных членов группы. Это ребенок с хорошо развитой речью, обладающий коммуникативными умениями и высоким уровнем общительности. Он, как правило, хорошо учится, и у него, что самое главное, все получается! Есть одиночки, которых не интересует жизнь класса. В каждом классе есть ребенок, который не приемлет установки жизни класса и покушения на свое личное пространство. К сожалению, практически в каждой группе детей есть дети отверженные, выпадающие из коллектива.
Тревогу вызывают «пренебрегаемые» и «отвергаемые». Это дети, которые остро нуждаются в помощи взрослого. Это, как правило, ребята, слабоуспевающие, не имеющие каких-либо ярко выраженных и приятных для всех способностей. Они тихие, незаметные или, наоборот, громкие и развязные. Их объединяет одно — они не приняты остальными членами в свой круг. Такие дети, как правило, хотят принимать участие в школьной жизни, но зачастую робеют и не знают, как это сделать. Есть среди этих категорий и те, которые переоценивают себя и свою роль в окружающем мире. Они претендуют на высокое место в коллективе или, не делая ничего для того, чтобы их приняли, или, делая все не так, назло и «в пику». Некоторые дети обращают на себя внимание сверстников шутовством и бравадой. В определенной степени это призыв о помощи. Дети семафорят — «Помогите нам!» «Мы не такие плохие!» Вся беда в том, что подобные ребята не умеют приспособиться, не знают, как сделать так, чтобы их приняли. Ведь, как правило, их жизненный опыт в сфере общения довольно печальный.
Важным фактором для них, оказывающим влияние на социальный статус и умение приспособиться к требованиям класса, является общественное мнение коллектива. Оно выражает определенные ценности коллектива. Если эти ценности положительные, то они помогают учителю и родителю в нахождении определенной социальной ниши для ребенка или переводу его из одной социальной группы в другую. Если же общественное мнение имеет отрицательный заряд, то оно может стать мощным противоборствующим фактором, мешающим реализовывать гуманистические задачи взаимодействия воспитателя и «отвергаемого» или «пренебрегаемого». Если ребенок дружит с детьми, которые всем нравятся, нужно ли спокойно устраниться от анализа их дружбы, если внешне ничего не беспокоит? Думается, что нельзя. Необходимо выяснить мотивы дружбы вашего ребенка с этими детьми. Ведь может случиться так, что он подчиняется своему другу, заискивает перед ним. Это отрицательно сказывается на личностном становлении ребенка, приучает его к подчинительной, унизительной позиции. И первый вопрос, которые родители могут задать себе: «Почему ребенок так себя ведет? Что именно его толкает к излишней услужливости?» Скорее всего он не находит понимания дома. И если ребенок стремится дружить с определенным сверстником, добровольно исполняя роль «услужливой собачки», то необходимо срочно предпринимать педагогические меры. Прежде всего, выяснить, что привлекает ребенка к такому способу заслужить друга.
Для всех детей нет общих рекомендаций по их социализации, но педагогический опыт выделяет некоторые советы, к которым будет разумно, родителям прислушаться.
На заметку родителям:
Помните, что в дружеских отношениях ребенок реализует свои потребности в общении.
Ни в коем случае не настраивайте ребенка против, если вам не понравился его выбор друга.
«Подрывную» работу ведите осторожно и медленно.
Приготовьтесь, что результаты ваших усилий могут быть отдаленными.
Если ребенок уже «увлекся» не совсем подходящим по вашему мнению другом, «разводите» их бережно, медленно, систематически.
Помните, что дети быстро и легко сходятся, так же быстро и легко расходятся, поэтому не торопите события своим вмешательством.
Если вы пропустили момент увлеченности вашего ребенка «не тем другом», действуйте осторожно.
Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей (Немов Р.С):
- разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят, навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.
- эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.
Дискуссия «Что нас огорчает в детях» (проблемы детей группы в сфере общения)
Предложить назвать проблемы, которые возникают у детей в общении со сверстниками
(ссорятся, порой дерутся, жалуются, не умеют считаться с мнением другого).
Эмоциональная напряжённость в детских отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживания и не придают особого значения детским ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. Поэтому, очень важно научить ребенка общаться с другими детьми:
- быть доброжелательными,
- уметь выслушать другого ребенка,
- уважать мнение других детей
- воспитывать терпение и такт в процессе игровой деятельности, совместной учебной деятельности, а также – в быту (на собственном опыте)
- учить детей уступать друг другу
- в конфликтной ситуации не спешить обвинять другого, а проанализировать прежде всего свое поведение. Учите детей быть честными с собой и с другими детьми. Если ребенок почувствовал, что тоже виноват в конфликте, пусть найдет в себе силы и попросит прощения
Учите детей прощать, так как каждый человек может сделать ошибку.
В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Главное, чтобы конфликт, если и возник – был конструктивным. И ребенок сделал для себя полезный вывод, приобрел важный опыт в общении и не допускал больше ситуаций, которые могут вызвать негативное состояние, обиду, гнев у него или его товарищей.
Вы можете поддерживать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.
Важно научить ребенка спокойным тоном выяснить проблемную ситуацию, проговаривать то, что его волнует и научиться также, понимать и принимать позицию другого человека.
Благодарим вас за готовность сотрудничать с нами.