РУС БЕЛ ENG

Родителям учащихся 6 класса

Азбука правового воспитания детей в семье.

Правовое воспитание - это система мер воздействия, направленных на выработку высокого уровня правосознания и правовой культуры. Цель правового воспитания - дать человеку необходимые юридические знания и научить его уважать и соблюдать законы.

Человек, обладающий развитой правовой культурой, способен помочь людям, попавшим в беду, сделать нашу страну счастливой и процветающей.

Следует понимать, что правовая культура не дана человеку от рождения, она создаётся постепенно в процессе воспитания, образования , деятельности. Фундаментом правовой культуры являются элементы нравственной культуры : совесть, честь, правдивость, доброта, чувство собственного достоинства.

Огромную роль в формировании правовой культуры играет семья. Именно в семье закладываются основы нравственности. И где, как не в семье ребёнок впервые знакомится с понятиями «хорошо» и «плохо». Именно родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения в семье, на улице , в гостях , в общественных местах и т.д. Личный пример родителей влияет на формирование жизненного опыта детей, при помощи родителей моделируются ситуации поведения детей в различных местах.

Любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития своего ребёнка, для формирования у него доброго и заботливого отношения к людям.

Отсюда следует вывод: если у вас благополучная семья и ребёнок чувствует любовь близких, то вероятнее всего он вырастет добрым, отзывчивым, дисциплинированным.

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют:

- семья - 50%;

- СМИ, телевидение  - 30%;

- улица- 10%, школа -10%.

Дети рождаются в организации под названием «семья» и живут по законам семьи, к которым относятся:

  • Единство требований отца и матери, предъявляемых ребёнку.
  • Закон значимости похвалы для ребёнка.
  • Закон трудового участия каждого члена семьи.
  • Закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

В идеале каждый родитель, воспитывая своего ребёнка, хочет видеть в нём личность, образованного и успешного человека, законопослушного гражданина. А поэтому одной из основных задач воспитания является воспитание правовой культуры у детей, другими словами умение строить отношения в обществе согласно закону этого общества: семья, детский сад, школа, учебное заведение, трудовой коллектив.

Способы воспитания правовой культуры у детей в семье.

1 .Устанавливайте ясные и согласованные семейные правила - они необходимы детям, чтобы точно знать, чего от них хотят.

  1. Устанавливайте договоренность.

Чтобы договор не стал «мёртвой буквой», он должен включать только то, с чем принципиально согласны и родители и их ребёнок и предусматривать обязательное выполнение условий обеими сторонами.

3.Личный пример родителей - активная жизненная позиция, соблюдение трудовой дисциплины .

  1. Установление границы собственности: чем может распоряжаться ребёнок по своему усмотрению (дарить, обменивать), а чем - нет (в том числе вещами общего пользования).

5.Определяйте круг обязанностей по дому.

6.Учите предотвращать конфликты - выяснить причину, не сваливать всю вину на другого человека, умение прощать и просить прощения.

  • Откажитесь от чрезмерной опеки ребёнка - вы лишаете его права самостоятельного принятия решения.
  • Сдерживайте эмоции и будьте справедливы - не спешите помогать выпутаться из сложившийся ситуации, иногда ребёнку полезно принять всю ответственность на себя.
  • Решайте все проблемы цивилизовано - агрессия порождает агрессию, ребёнок может навсегда запомнить, что сильный всегда прав.
  • Воспитывайте культуру поведения.

Правонарушения, которые часто совершают дети: кражи, нарушение комендантского часа, распитие спиртных напитков, нарушение Закона о курении, управление уличным транспортом.

Родители учащихся являются полноценными участниками образовательных правоотношений. Их правосубъектность в сфере образования определяется основными правовыми документами:

  • Конвенция о правах ребенка
  • Конституция Республики Беларусь
  • Административный кодекс
  • Уголовный кодекс

В Конституции говорится, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

Родитель имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объёме девяти классов общеобразовательной школы.

На родителей возлагается также защита прав и интересов детей.

Обязанности родителей по воспитанию ребёнка:

  • обеспечение должного ухода (пища, одежда, жилищные условия);
  • ежедневный контроль успеваемости, поведения и посещаемости уроков;
  • ежедневная проверка дневника (электронного), проверка домашних заданий, помощь в выполнении домашнего задания (но не делать его за ребёнка);
  • адекватное реагирование на замечания учителей и представителей школы;
  • регулярное посещение родительских собраний;
  • интересоваться жизнью вашего ребёнка.

Права и обязанности детей в семье:

  • право жить и воспитываться в семье; знать своих родителей (насколько это возможно);
  • право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии – другими ответственными за это лицами);
  • право на обеспечение своих интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • право на общение со своими родителями (независимо от того, проживают они совместно или нет) и другими родственниками;
  • право на защиту своих прав и интересов;
  • право на получение содержания;
  • право собственности на принадлежащее ему имущество.

Неблагоприятные факторы семейного воспитания:

  • чрезмерная требовательность и авторитарность родителей; (Диктат)
  • чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка; гиперопека (опека)
  • -недостаточное внимание и любовь со стороны родителей (невмешательство)

Родители несут ответственность за неисполнение своих обязанностей (административная ответственность, уголовная ответственность, гражданско-правовая ответственность) :

1.Административная ответственность

Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности.

2.Уголовную ответственность несут за неисполнение ряда семейно-правовых обязанностей (насилие, отсутствие заботы о детях)

  1. Гражданско-правовая ответственность.

Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности. В соответствии с семейным законодательством: лишению родительских прав, ограничение родительских прав, отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью .

Меры воздействия администрации школы к родителям:

Администрация школы может обратиться в правоохранительные органы (в детскую комнату милиции, в комиссию по делам несовершеннолетних) с целью привлечения родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, если они не исполняют, либо исполняют не должным образом обязанности по содержанию, воспитанию, обучению ребенка в следующих случаях:

  • отсутствие должного ухода за ребёнком;
  • не контролируют его успеваемость, поведение, посещаемость занятий;
  • регулярное непосещение родительских собраний;
  • не реагируют на замечания учителей школы;
  • замечены в физическом насилии к ребенку;
  • ведут аморальный образ жизни (употребление спиртных напитков и т.д.).

Рекомендации:

  • Разговаривайте с ребенком о своих делах и о его делах независимо от того, сколько Вашему ребенку лет, даже если Вы сильно устали за день.
  • Говорите о своей любви ребенку. Если Вы раньше стеснялись это делать, сегодня ещё не поздно. Ребёнок в любом возрасте хочет слышать, что его любят, видеть ласковые глаза. Дорогие предметы не заменят ему искренних слов о любви.
  • Доверяйте ребенку. Доверие — это ответственность за свои поступки, умение открыто анализировать их с Вашей помощью.
  • Не сравнивайте ни с кем своего ребенка. Если ребенок слышит хвалебные слова в сравнении, то тем самым вы переворачиваете его душевный мир.
  • Используйте свой авторитет. Авторитет взрослого человека играет огромную роль для него при формировании взглядов и убеждений, способствует становлению его самостоятельных суждений, влияет на его поведение. Если на глазах сына отец оскорбляет мать, то эта модель воспринимается им как норма. Если добрый юмор, ненавязчивые прикосновения, улыбка присутствуют в семье, для ребенка это тоже воспринимается как норма.

Завершить своё выступления хочу словами В.А. Сухомлинского «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

 

 

свернуть

Когда закончится урок. Интересы и хобби наших детей.

Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и «зависание» в Интернете. Нужно признать, что компьютер - наше настоящее и будущее. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важнейших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский интеллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, приобретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким образом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества интеллектуальных навыков.

Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

В Европе все чаще говорят о негативном воздействии компьютерных игр на психику ребенка. Бесконтрольное пользование Интернетом и чрезмерное увлечение компьютерными играми может привести к компьютерной и игровой зависимости, полному нарушению социальных связей, которое выражается в том, что дети не умеют и боятся общаться друге другом, они отделяют себя от реального мира и уходят в свой - виртуальный. Игромания - это психологическая зависимость человека от компьютерных игр, которая влияет на его физическое и психическое здоровье. Компьютерные игры создают только иллюзию общения и социальной значимости личности: толстушка может стать топ-моделью и владелицей бутика в виртуальном городке, а щуплый паренек - супергероем, бесстрашно сражающимся с монстрами. Погружаясь в компьютер, ребенок все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и необходимость что-то менять в себе. Особенно это опасно для застенчивых подростков, которые только в «искусственном» мире могут быть смелыми и раскрепощенными. Игроманы постоянно находятся в состоянии тревоги, часто бывают агрессивными, особенно если кто-то или что- то мешают им заняться игрой.

Информационное воздействие Интернета может нанести непоправимый вред ребенку, т. к. в компьютерной сети невозможно отследить качество и содержание информации, поступающей и обновляющейся ежесекундно. Родители должны знать, что существуют сайты, посвященные порнографии, пиротехнике, суициду, обсуждению действий тех или иных наркотиков. Статистика говорит, что 9 из 10 детей в возрасте до 15 лет столкнулись с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные сайты, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь, 4,8% в сети познакомились с сектантским проповедничеством, мистическими и изотерическими практиками, магией и шаманством. Уязвимые и незащищенные, доверчивые, со слабой психикой и высокой внушаемостью, не чувствующие никакой опасности, дети подвергаются угрозе социальной и личностной дезадаптации.

Современные дети часто посещают нежелательные сайты, ввязываются в общение с незнакомыми людьми, когда пользуются компьютером дома в отсутствие родителей.

Особенно если отношения с родителями отчужденные, и ребенок чувствует себя одиноким, он, не задумываясь, доверяется любому злоумышленнику, представляющемуся ему благосклонным и симпатизирующим собеседником. Реальная встреча с таким «доброжелателем» заканчивается сексуальным насилием, похищением ребенка с целью выкупа и т. д.

Поступают сигналы тревоги и от врачей. У многих подростков, часами сидящих у компьютера, наблюдается резкое падение зрения, а также абстинентный синдром, выражающийся в приступах дрожи и обильного потовыделения. Курс восстановительной терапии при этом заболевании занимает от 4 до 8 недель. Неконтролируемое увлечение компьютерными играми наносит непоправимый вред, занимая у ребенка подавляющую часть времени, отвлекая его от занятий и активного отдыха на свежем воздухе, от общения, вредя психическому и физическому здоровью.

География зависимости такова. В США от 6 до 10% из 189 миллионов пользователей Интернета страдают от компьютерной зависимости. В Корее 2,4% корейцев в возрасте до 40 лет не могут оторваться от компьютерных игр. В Швеции около 40 тысяч жителей не представляют своей жизни без компьютера. В России, по официальным данным, только в столице около 300 тысяч человек страдают зависимостью от игровых автоматов и казино.

Каковы причины формирования компьютерной зависимости?

  1. Первое и необходимое условие формирования любой зависимости - чувство внутренней тревоги и чувство неудовлетворенности (фрустрация). Есть 2 пути выхода из состояния тревоги: человек либо становится агрессивным (может, например, ломать предметы, вымещать зло на посторонних людях вплоть до преступлений), либо стремится «уйти» в алкоголизм, наркоманию, секты, игру... В компьютерной игре человек может одновременно и «выплеснуть» свою агрессию на виртуальных персонажей, и укрыться от безрадостной для него реальности.
  2. Второе условие зависимости - удовольствие. Во что бы он ни играл, в «машинки» или «стрелялки», во время игры происходит выброс адреналина. А если он еще и побеждает, организм вырабатывает гормоны радости - эндорфины. Это чувство хочется испытать вновь и вновь, а для этого нужно повторить игру.
  3. Почему одни становятся игроманами, а другие - нет? Это зависит от особенностей характера человека. Психологи выделяют два типа людей: экстерналов и интерналов. Однако в чистом виде оба типа встречаются редко. Обычно в каждом из нас есть что-то и от интернала, и от экстернала. Экстерналы - фаталисты, они считают, что в жизни от них ничего не зависит, всем управляет судьба, в их неудачах виноваты обстоятельства или другие люди. Интерналы склонны действовать, они более оптимистичны, решительны, трудолюбивы. Развитию компьютерной зависимости подвержены экстерналы и подростки с заниженной самооценкой, которые с помощью игры стремятся самоутвердиться. Подумайте, кого ваш ребенок обвиняет в неудачах?
  4. Высокая степень внушаемости подростка, его готовность подчиниться чужой воле. Обычно в сети компьютерных «стрелялок» попадают подростки, которым не хватает самостоятельности, которые испытывают трудности в принятии решений, готовы подчиниться сильному лидеру. Воспитывайте в ребенке самостоятельность, критический взгляд. Это лучшая профилактика игровой зависимости.
  5. В «группе риска» находятся и те дети, которые мечтают стать лидерами, но так и не становятся ими. Именно они могут сутками просиживать за компьютером, воображая себя властителями галактик. Им надо помочь реализовать свой потенциал: поддерживать любые их начинания, развивать их таланты и способности.

- Давайте рассмотрим симптомы зависимости.

  1. Большую часть времени (6-10 часов в день) ребенок проводит за компьютером. У него практически нет реальных друзей, зато много виртуальных в чатах.
  2. На ваш запрет сидеть за компьютером подросток реагирует агрессивно или становится тревожным, раздраженным.
  3. Ребенок вас обманывает, пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером, стал хуже учиться, потерял интерес к школьным предметам.
  4. Во время игры подросток начинает разговаривать сам с собой или с героями игры так, как будто они реальны. Он становится более агрессивным.
  5. Ребенок, увлеченный игрой или общением в Интернете, забывает про еду и личную гигиену.
  6. Подросток трудно встает по утрам, просыпается в подавленном состоянии. Настроение повышается только тогда, когда ребенок садится за компьютер.

- Как уберечь ребенка от компьютерной зависимости? Игровую зависимость, как, впрочем, и любую другую, легче предотвратить, чем лечить. К сожалению, родители сами нередко вовлекают своего ребенка в виртуальный мир. Им кажется, что сидеть за новой компьютерной игрой лучше, чем гулять непонятно где на улице. Не дай бог, попадет еще в плохую компанию! Но мало кто из них задумывается о том, что компьютерная зависимость приводит к ухудшению здоровья, к проблемам в половой сфере из-за чрезмерного облучения еще формирующегося организма, к замедленному развитию и деформации личности, утрате чувства реальности. Кроме того, компьютерная зависимость воспитывает в ребенке агрессию: подростки начинают воспринимать реальный мир как угрозу, считая своими врагами даже своих близких. Что же делать?

  1. Ограничьте время компьютерных игр до 30 мин в день. Установите четкие правила пользования компьютером и Интернетом и всегда добивайтесь их выполнения. Не разрешайте пользоваться компьютером ночью или утром перед школой, а также вечером до приготовления домашнего задания.
  2. Объясните ребенку, что компьютер только помощник в развитии навыков реального общения, он не может заменить жизнь. Научите использовать компьютер в помощь учебе. Это безграничные возможности для творчества! На компьютере можно редактировать фотографии, монтировать собственные фильмы, писать музыку и книги, по-английски общаться с иностранцами.
  3. Помните, что зависимость вызывают не компьютерные игры и не захватывающий сюжет, а радость, которую они дарят.
  4. Следите, в какие игры играет ребенок. Старайтесь держать в компьютере только «добрые» игры, развивающие логическое мышление.
  5. Научите подростка подвергать сомнению полученную из Интернета информацию, видеть угрозу, чувствовать опасность, исходящую от того или иного сообщения.
  6. Внушите ребенку не давать в сети никакой личной информации (имя, адрес, номер телефона, место работы родителей, адрес школы).
  7. Убедите не организовывать реальных встреч со знакомыми по Интернету. Объясните, что люди в чатах и в жизни могут сильно отличаться и оказаться не теми, кем представляются.
  8. Установите компьютер в месте сбора всей семьи, а не в детской. Родители могут контролировать таким образом, чем ребенок занимается и что его интересует в Интернете.
  9. Чаще обсуждайте с ним информацию, добытую через Интернет. Будьте в курсе электронной почты и используемого пароля. Установите атмосферу доверия и взаимопонимания с подростком.
  10. Запретите ребенку отвечать на оскорбительные или опасные послания по электронной почте, в чатах.
  11. Приобретите программу, дающую взрослым возможность ограничить доступ детей к нежелательным ресурсам в Интернете.
  12. Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребенка появился какой-нибудь интерес. Обязательно заботьтесь о том, чтобы зарядить ребенка хорошими новыми впечатлениями, запастись приятными воспоминаниями о путешествии или походе в театр, на природу.

- Как лечить игромана? Вероятно, общения с психологом в этой ситуации будет недостаточно. Обратитесь к психиатру или психотерапевту. Для лечения игровой зависимости обычно применяют психотерапию, гипноз или лекарственные средства. Игроманы часто впадают в депрессию, для преодоления которой могут понадобиться антидепрессанты. Скорее всего, преодолеть уже сформировавшуюся зависимость собственными усилиями родителям будет сложно. Не теряйте время и обратитесь к врачу.

Как родителям относиться к неформальным молодежным движениям?

- Подросткам свойственно ощущение, что взрослые их угнетают. И они с удовольствием против этого угнетения восстают. Кто-то носит исключительно черно-розовую одежду с кучей прицепленных значков, кто-то бреет виски, зачесывает волосы на одну сторону и красит губы и ногти в черный цвет, кто-то носится по ночным улицам на ревущих мотоциклах... А родители, ничего не понимая в новом увлечении собственного ребенка, не знают, как реагировать, если дочь просит купить ей рюкзак в форме гробика, а сын перестает откликаться на свое имя и требует называть его эльфом. ...Только спокойствие! «Каждый подросток, во-первых, стремится выделиться из толпы, во-вторых, быть своим в стае, - считает Жанна Шопина, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, кандидат психологических наук. - Не стоит бояться их вызывающего вида и поведения: это ведь очень демонстративный возраст, когда все силы брошены на то, чтобы выпячиваться и вызывать раздражение взрослых. Просто раньше для этого служили брюки клеш и обклеенные картинками гитары. Сегодня - косые челки, плащи и мечи. И атрибуты смерти - это своего рода бравада: когда человек что-то изображает, он этого перестает бояться».

Дети, чтобы понять, что такое хорошо и что такое плохо, должны попробовать и то, и другое. Раньше у молодежи было движение «висяков» - они поздно вечером катались на вагонах метро, повиснув вниз головой на поручнях. Сегодня они играют в мир Толкиена. Завтра будет что-то еще: подростки всегда будут искать способы выплеснуть свою индивидуальность.

- А теперь проведем небольшой «ликбез» для родителей на тему «Неформальные молодежные течения».

Экстремалы. Это люди, которым в обычной жизни не хватает острых ощущений. Их девиз «Тормоза придумал трус!». Это они прыгают с гор с парашютом, спускаются на сноуборде по «диким» трассам, ездят на велосипеде по гористой местности.

Граффити (стрит-арт). Если подросток пишет на стене в школьном туалете: «Сема - дурак!», он невольно вступает на путь международной тинейджеровской «мафии», зародившейся в 1960-е годы в Америке. Существует версия, что изначально граффити развивали торговцы наркотиками, которые с помощью рисунков и зашифрованных надписей, не понятных ни полиции, ни случайным прохожим, сообщали подросткам место продажи «травки», цены и прочее. Со временем из секретного вида связи граффити превратилось в обычное средство общения подростков. Чаще всего райтеры (именно так называют они себя) изображают свои собственные прозвища, причем в зашифрованном виде, а также животных и фантастических существ. На «бомбежки» - то есть разрисовывание стен-райтеры обычно ходят группами от 3 до 10 человек. Их «жертвами» становятся глухие заводские заборы, гаражи и поезда в депо.

Растафари. Они всегда выделяются в толпе: объемные вязаные береты, волосы, заплетенные в дрэды. Они слушают рэгги, чьи корни кроются в народной музыке Ямайки, а их девизом служат слова «peace and love» («мир и любовь»). Они - это растаманы, или растафари. В России интерес к рэгги и растаманству проснулся на рубеже 1 970-80-х годов. Исповедь растафари: «Мы, дети «бетонных коробок», провозгласили себя частью природы. Мы заботимся о своем здоровье, особенно налегая на естественный рацион питания, отвергаем табак, спиртное и всевозможную «химию». Мы ходим босиком и заплетаем волосы в «дрэды», от английского «дрэдлокс» - «ужасные патлы». Мы восстаем против любого угнетения. Ведь Рас Тафари Макконен, чьим именем назвали движение, - это император Эфиопии, который отменил в стране рабство. А подросткам так свойственно чувство, что их угнетают».

Готы. Готы среди прочих субкультур самые интеллектуальные: слушают классику, читают писателей-мистиков. Гот - замкнутая меланхолическая личность, одетая во все черное, с выкрашенными черным цветом ногтями и губами. Считается, что только на кладбище гот чувствует себя комфортно. А еще для гота обязательны разговоры о собственной депрессивности и суициде. Но несмотря на все их рассуждения о бренности бытия, случаев суицида почти нет. Максимум, что ребята делали - царапали запястье, чтобы потом демонстрировать окружающим «шрамы», особенно пугать ими родителей.

К сожалению, не все так безобидно. По свидетельству ученых, в ряды готов влились бывшие панки и привнесли в субкультуру антисоциальные нормы. Так готы виновны в разрушении кладбищенских памятников и прочих безобразиях.

Толкиенисты. Толкиенисты создают вокруг себя мир мифов и сказок. Одним из стержней, вокруг которого вертится это сообщество - мир, описанный писателем Толкиеном во «Властелине колец» и других книгах. На лесных полянах молодые люди разыгрывают необычные сценки, игры-импровизации по сюжетам знаменитых фэнтэзи. Психологами было изучено, что уровень агрессивности у подростков, посещающих эту «театральную студию», ничуть не ниже, чем у подростков-правонарушителей. Различия касались только формы агрессии. У толкиенистов была зафиксирована только вербальная, а у правонарушителей - физическая агрессия. Но если ребенок увлекся шитьем «эльфийских» костюмов, изготовлением мечей и хочет поехать в лес с ночевкой на ролевую игру, родителям стоит внимательно приглядеться к его новым друзьям. Важно, чтобы ребенок не попал в компанию, где лидером является недостойный человек, который упивается своей властью над окружающими. А хорошо организованная ролевая игра должна проводиться с соблюдением всех мер техники безопасности. Например, на игры, в которых участвуют более 10 человек, обычно приглашают врача на случай бытовых травм и отравлений.

Эмо. Исследователи неформальных молодежных течений утверждают, что эмо - одна из самых миролюбивых субкультур. Эмо узнать легко: они закрывают часть лица челкой, демонстрируя, что одна его половина еще «жива», а вторая скрылась во тьме. Сочетание чернорозовых цветов в одежде символизирует эмоции: радость и горе. А пирсинг на губах, носу, бровях, ушах и даже языке демонстрирует, что эмо презирают боль. Об этом они сочиняют стихи:

...Хотите - верьте мимо воли,

Но эмо не боятся боли.

Хотите - верьте иль не верьте,

Но эмо не боятся смерти...

«Правильному» эмо полагается быть ранимым настолько, чтобы любое огорчение теоретически могло стать причиной добровольного ухода из жизни.

 Жизнь после уроков, или о пользе дополнительного образования

- Современные дети очень заняты: учеба, репетиторы... Но ведь и отдыхать нужно даже самым ответственным ученикам. Как хобби помогает повысить успеваемость и улучшить характер? Дополнительное образование, несмотря на название, ничуть не менее важно, чем школа, - в этом уверены психологи. Хотите вырастить гармоничную личность? Запишите ребенка в какой-нибудь кружок! Причем выбор хобби принципиального значения не имеет. Многих родителей беспокоит непостоянство подростков. Психологи считают, что это нормально. Чем больше новых увлечений, тем шире кругозор вашего чада. А еще посещение кружков и секций - отличный способ профориентации. Чем больше дети узнают о различных видах деятельности, тем проще им потом определиться с выбором будущей профессии. Многие знаменитости начинали свой путь к славе с обыкновенного «кружка по интересам». Поводом для беспокойства должно лишь отсутствие каких-либо увлечений у подростка. Вот тогда следует задуматься: в чем причина такой безынициативности? Не слишком ли родители опекают свое чадо?

Кстати, если ребенок сам выбрал себе хобби, ни в коем случае не пытайтесь охладить его пыл. Даже если вам кажется, что выбор неподходящий. Неуклюжая девочка хочет танцевать? Прекрасно! Конечно, в хореографическую студию ее вряд ли примут, но можно выбрать танцевальный кружок попроще. Тем более, что человек - существо гибкое, поэтому легко адаптируется к любым обстоятельствам и усердием может компенсировать «неподходящие параметры», данные природой.

Кружок или студия дополнительного образования помогут ликвидировать пробелы в школьных знаниях. У вашего ребенка проблемы с физикой? Запишите его в технический кружок, где он сможет получить наглядное представление о физических законах, узнает об их практическом применении, т. е. пропустит материал, как говорится, «через кончики пальцев». У ребенка двойки по истории? Приобщите его к кружку исторической реконструкции. Непоседливым детям подойдут занятия живописью... Желание подростков чем-либо заниматься нужно всячески поддерживать. Тем более, что после 14 лет именно хобби позволит отвлечь ребенка от уличных соблазнов.

 Круг чтения для родителей

- Хочу порекомендовать вам книгу Дафны Лемиш «Жертвы экрана» о влиянии телевидения на развитие детей (М.: Поколение, 2007). Телевизор уже даже не ругают. С ним мирятся, как с необходимым злом, поедателем времени наших детей. Одни родители уверены, что ничему хорошему, кроме насилия и секса, от него не научиться. Другие считают, что если под контролем и в малых дозах - пусть смотрит, чем по улицам шататься.Дафна Лемиш в книге «Жертвы экрана» занялась проблемой научно, глубоко и всесторонне. Клятвы родителей изолировать своих детей от этого электронного монстра кажутся ей совершенно излишними. Исключить из жизни ребенка ТВ невозможно, да и не нужно. То, что дети входят в мир в т. ч. и с помощью электронных СМИ - это нормально и необходимо. А вот с обретениями и потерями в этом неизбежном общении автор предлагает разобраться.

Само по себе ТВ не является ни абсолютным злом, ни безусловным добром образования и просвещения. Телевидение - бурное море страстей и информации. Дафна Лемиш дает разумные и выполнимые советы для родителей, как помочь нашим детям в этом сложном и далеко не безобидном деле - знакомстве с современным миром в его ежедневной телеверсии

свернуть

Профилактика проблемного поведения подростков

Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками.
развернуть

Цель: развитие родительских компетенций по профилактике отклоняющегося поведения.

Задачи:

  1. Дать характеристику девиантного поведения.
  2. Рассмотреть возрастные особенности и задачи подростков.
  3. Изучить потребности подростка как точки риска.
  4. Проанализировать свои стратегии поведения в общения с подростками.

 Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Подростковый период развития охватывает возраст с 11 до 15 лет, совпадая с обучением в средних классах школы и характеризуется началом перестройки организма ребенка: ускоренным физическим развитием и половым созреванием. В подростковом возрасте изменяются условия жизни и деятельности подростка, что приводит к перестройке психики, появлению новых форм взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьезные требования со стороны взрослых. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими. Нарушение слаженности в деятельности организма и неотрегулированная новая система его функционирования являются основой общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, взрывчатости, резких колебаний настроения. Происходит психологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становлении личности подростка снижается, влияние сверстников усиливается. Зачастую он стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения. Предпочтение подросток отдает той среде и группе, в которой он чувствует себя комфортно, где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и кружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят, выпивают. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым.

Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными, трудновоспитуемыми, с девиантным, отклоняющимся, асоциальным поведением. Отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия учета средой особенностей его индивидуальности и проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым нормам. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те в или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.

Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением со-ответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное поведение — повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение — противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка. Девиантное поведение Делинквентное поведение Криминальное поведение.

 Этапы формирования асоциального поведения:

На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным: — личность воспринимает свое поведение как нормальное — личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения; — личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой. Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель — разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам: -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту. Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

Четвертый этап — устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы. Пятый этап — устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребывание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе? преобладанием биологических инстинктов генетическими особенностями региональными факторами психофизиологическими особенностями социальной средой социальной средой психофизиологическими особенностями генетическими особенностями Влияние биологических факторов спорно, не потому что нет такого влияния, а потому что существующие исследования не дают достаточно доказательств для четко очерченной зависимости между асоциальным поведением и конституционно-биологической обусловленностью человека. Вместе с тем есть основания искать связь между асоциальными проявлениями в поведении личности и некоторыми характеристиками ее темперамента.

  1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам.
  2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе.
  3. Трудности в общении со сверстниками на улице. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения
  4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы.
  5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее.
  6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям.
  7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий.
  8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания.
  9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология.
  10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие.
  11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям.
  12. Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

Социальные факторы асоциального поведения многочисленны, имеют разную степень воздействия и специфически группируются в каждом конкретном случае. Исследования показывают, что причины отклонения кроются чаще всего в семье, школе, группах непосредственного окружения.

Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура. Характеристики семей, вызывающих асоциальное поведение детей: семьи, члены которых имеют психические или другие тяжелые заболевания; пристрастие к наркомании, алкоголю или асоциальное поведение. семьи, в которых во взаимоотношениях между родителями непонимание, дефицит любви, враждебность, доминирующее влияние одного из родителей, проявление насилия. семьи, в которых отец является авторитетом и в то же время не интересуется личностным развитием ребенка, а мать отвечает за воспитание ребенка семьи с дефицитом заботы и любви у одного или двух родителей к ребенку; штрафным воздействием; ограничивающим характером; авторитарным воспитательным воздействием направлено на формирование строгого послушания и дисциплины у ребенка; либеральным воспитательным воздействием, затрудняющим формирование системы ценностей и норм у ребенка; чрезмерной опекой над ребенком; воспитание ребенка в духе неуважения к общественным нормам и формам социального контроля.

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, — школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами — психологами, социальными педагогами.

  1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка.
  2. Либеральный характер. Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей.
  3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

Профилактика асоциального поведения – это научно-обоснованная, своевременная деятельность, направленная на предотвращение возможных отклонений подростков; максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности, получению образования, предупреждению правонарушений. Задачи профилактической работы обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних выявление и пресечение случаев жестокого обращения с подростками оказание помощи подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации оказание помощи по предупреждению правонарушений профилактическая работа с семьями.

свернуть

"Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи."

Главное назначение семьи - воспитание детей. Семья - персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.
развернуть

Семья - общечеловеческая ценность.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений.

Семьи - малая социальная группа, естественная среда жизни и развития ребенка, закладывающая основы личности.

Каковы функции и задачи развивающей деятельности современной семьи?

Главными функциями семьи являются:

* воспитательная;

* оздоровительная;

* духовно-нравственная;

* познавательно-образовательная;

* бытовая;

* трудовая;

* культурно-просветительная;

* досугово-творческая;

* стимулирующая самостоятельный опыт личности;

* охранно-защитная.

Главные задачи семейного воспитания это:

* гармоническое развитие ребенка;

* забота о здоровье детей;

* помощь в учении;

* трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

* помощь в социализации личности;

* формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

* забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

* развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

* подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

*половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

 

Итак, главными, вечными компонентами семейного воспитания остаются:

* климат семейного воспитания (традиции, уют, отношения);

* режим семейной жизни;

* содержание деятельности (отца, матери, дедушки, бабушки, детей).

Современные семьи, развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это прежде всего падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного ребенка семей. Значительная часть подростков отдаляется от родителей. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Семья является фактором социализации личности. В семье происходит интенсивный контакт ребенка с родителями и другими взрослыми членами семейной группы. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей.

Вместе с тем, семья – одна из высших моральных ценностей общества. Семья выполняет разнообразные функции, но главная из них – это физическое и социальное воспроизводство, новых людей. Воспитательная функция семьи выражается в сознательных воздействиях родителей на детей в соответствии с уровнем их понимания, стремлениями и надеждами.

В задачу семьи по народным воззрениям входит не только то, чтобы иметь детей, но и вырастить и воспитать их, передать детям социальный опыт (знания, убеждения, жизненные цели, правила поведения в обществе), накопленный до их рождения. Этот опыт может быть передан следующему поколению только путем воспитания.

Семья, выполняя свои функции, осуществляет подготовку нового поколения к жизни. Семейные отношения, воспитательное воздействие родителей, всех членов семьи на детей, социализация личности в семье выступают решающим фактором развития и формирования личности. Педагогика семьи всегда была в центре внимания народа. Первыми воспитателями детей являются отец и мать. Народ рассматривал семью как колыбель человечества, как основной фактор формирования свободной личности, на ступени развития детей младшего школьного возраста.

Cемья - исходное пространство человеческих связей и отношений, где закладываются основы гуманистических отношений и доверия человека к человеку. "Семейная жизнь для ребенка - то же, что для взрослых общественная. Душа его питается впечатлениями, полученными в семье. Опыт семейной жизни ребенка формируется "весьма рано", обнимает все людские отношения, которые доступны наблюдению ребенка.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении опре- деленного времени семья вообще является для детей единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой.

Воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены многими социальными (политическими, экономическими, демографическими, психологическими) факторами объективного и субъективного характера. К ним относятся:

– факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходят;

– структура семьи (нуклеарная или многопоколенная, полная или неполная, многодетная или малодетная);

– материальные условия ее жизнедеятельности (уровень доходов, жилищные условия, благоустроенность быта и др.);

– личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования, общая и психолого-педагогическая культура, ориентации и установки на воспитание и образование детей);

– психологический климат в семье, система и характер взаимоотношений между ее членами, их совместная деятельность;

– помощь семье со стороны общества и государства в образовании и воспитании детей, социализации подрастающего поколения.

Первой воспитательной средой человека является семья. Именно она — основа всего позитивного и негативного в судьбе каждого человека, в формировании его личности. Но нельзя не видеть, какое разрушительное воздействие на семью оказал социально-экономический и политический кризис. Наблюдается резкая дифференциация доходов семей. Многие из них не смогли приспособится к новым условиям, сформировать защитные стратегии и механизмы. Углубляется дезорганизация жизни, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции, семейный уклад. Все это негативно отражается на воспитательном потенциале семьи, ее роли в социализации детей. Материальное неблагополучие, высокий уровень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера пагубно влияют на развитие детей. Все это, негативно сказывается на воспитательном потенциале семей и процессе социализации детей. Наличие одного или нескольких детей в семье предопределяет результаты семейного воспитания и социализации не само по себе, а только в системе таких не менее важных показателей, как психологическая атмосфера семьи, личный пример родителей, уровень их образования и педагогической культуры и др.

Реально усилить воспитательный потенциал, особенно молодой семьи, может помощь в воспитании детей со стороны старшего поколения (бабушка, дедушка и других родственников). Наряду с выполнением бытовых обязанностей и уходом за детьми они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного их поколением. В связи с реалиями сегодняшнего дня их помощь становиться все более актуальной, а спрос на нее со стороны молодых родителей неуклонно растет.

Внутрисемейные отношения есть, по сути, межличностные отношения в процессе общения. Именно в процессе общения со взрослыми дети приобретают навыки речи и мышления, предметных действий, осваивают социальный опыт, воспринимают образ жизни семьи для последующего его воспроизводства.

Исследования показали что, нравственно-эмоциональный климат семьи в значительной мере формируется отношениями между отцом и матерью. Социализация, нравственное и психическое развитие детей в семье зависят от степени гармоничности супружеских отношений.

Практика показывает, что наиболее высоким воспитательным потенциалом обладает тип семьи, основанный на равенстве и партнерстве. Эгалитарные супружеские отношения способствуют развитию у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, умение постоять за себя, самостоятельность, бескорыстие, скромность, ответственность, самокритичность. Дети из таких семей лучше подготовлены к роли будущего семьянина, проявляют большую заботу о родителях, содержание их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у детей из других семей.

Опыт работы свидетельствует, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность.

Число полноценных семей продолжает сокращаться. Статистика утверждает, что 40% созданных семей распадается уже в первый год. Каждая вторая семья распадается в течение десяти лет. На тысячу семей приходится лишь 34, в которых число детей достигает трех и более. В 443 семьях из тысячи детей вообще нет! Это очень тревожный сигнал.

Более важным в плане семейного воспитания и социализации являются отношения между родителями и детьми. Негативные качества личности возникают при дефиците родительской любви, когда дети не получают необходимого заряда положительных эмоций, лишены родительской привязанности. Ребенок в такой семье растет пассивным и неуверенным, агрессивным и беспокойным.

Также существует дефицит общения родителей с детьми. Например, в настольные игры (шахматы, шашки, лото и др.) играли с детьми достаточно часто родители в 64% семей, а в 10% семей это не практиковалось вообще. Ходили с детьми на лыжах, катались на коньках 55% родителей, а 12% - не делали этого никогда. Среди видов занятий с детьми в рабочие дни чаще всего отличались чтение, беседы. Далее контроль домашних заданий, игры и обучение трудовым навыкам. Большое значение для социализации детей имеет их включение в различные виды деятельности семьи, их приобщение к труду. Участие детей в семейном хозяйственно-бытовом труде необходимо не только в чисто практических целях, но и с точки зрения их воспитания и подготовки к самостоятельной жизни, а также укрепления связей поколений в семье.

Необходимо родителям вовлекать детей в трудовую жизнь семьи для развития его воли, настойчивости, дисциплинированности, чувства долга и ответственности. Золотое правило педагогики дошкольного периода: "Не делать за ребенка того, что он может сам сделать, что ему нужно самому сделать и, следовательно, что он должен сам сделать. Детский труд в семье — действенное средство социализации детей. Дети должны сознавать и чувствовать, что они не только послушные исполнители заданий взрослых, но члены трудовой семьи, ценные помощники взрослых.

Семья — общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми, основанная на этих отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Функции семьи связаны с потребностями общества и личности (в принадлежности к семейной группе). Без всестороннего удовлетворения потребностей личности семья не будет стабильна и поэтому не сможет в полной мере удовлетворять общественные интересы и потребности. Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, и с течением времени меняются как характер функций, так и их иерархия. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет выделить основные типы функций современной семьи, которые представлены в связи с основными сферами жизнедеятельности.

Функции семьи — это способы проявления ее активности, способы жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов.

В социальной педагогике определяют следующие функции семьи в процессе социализации.

Во-первых, физическое и эмоциональное развитие человека. В младенчестве и раннем детстве эта функция играет определяющую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается ведущим, но перестает быть единственным. Затем роль этой функции уменьшается, а в старческом возрасте вновь становится доминирующей.

Во-вторых, семья играет определяющую роль в формировании психологического пола ребенка в первые три года его жизни. Как выяснилось, решающее значение в этом имеет отец, ибо именно он, как правило, дифференцирование относится к дочери и сыну (в частности, поощряет активность, агрессивность у сына и женственность, мягкость у дочери). Поскольку мать обычно одинаково тепло относится к детям обоего пола, постольку отсутствие в семье отца или его лишь формальное наличие делает эффективность половой социализации проблематичной.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на меру приобщения человека к культуре на всех этапах социализации.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, роль семьи становится кардинальной.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека в сферах семейных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семье присуща функция социально-психологической поддержки человека, от чего зависит его самооценка, уровень самоуважения, мера самопринятия, аспекты и эффективность самореализации.

Таким образом, важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом.

 

свернуть