РУС БЕЛ ENG

Родителям учащихся 10 класса

«Как помочь подростку стать увереннее в себе» 

Что такое уверенность? Чувство уверенности - внутреннее ощущение собственной силы, права, правоты и возможностей. Вера в себя, отсутствие сомнений и страха. Один из моментов уверенности в себе, наряду с уверенным поведением и решительностью. Чувство уверенности плюс решительность - это решимость: полная уверенность в себе и своих силах, смелость, отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений. Есть оперативное чувство уверенности, и есть базовое чувство уверенности. Создание оперативного чувства уверенности может решить вопрос сегодня и на сейчас, а чтобы вопрос решился всерьез и надолго, уверенность нужно не искать для конкретной ситуации, не создавать ее из ничего, а развивать ее базу, становиться уверенным всерьез.
развернуть

 

Даже в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для их преодоления приложить труд души.

В. Леви.

 

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по профилактике и коррекции неуверенного поведения и застенчивости подростков. 

Задачи:

  1. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе родителей.
  2. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на развитие личности подростка;
  3. Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.

Форма проведения собрания: обучающий тренинг. 

Подготовительная работа к собранию  

  1. Тестирование подростков «Насколько ты уверен в себе» (см. приложение №1); 2. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания (см. приложение №2);.
  2. Правила поведения в группе (см. приложение № 3)
  3. Памятки для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей

(см. приложение №4);

Материалы и оборудование:

  1. Стулья (расставленные по кругу)
  2. Доска и мел
  3. Мяч

Категория участников: классный руководитель, педагог – психолог, родители.

Этапы:

Организационный. На данном этапе педагог организует среду, соответствующую целям собрания, организует взаимодействие с родителями для эффективной совместной работы.   Основной. На данном этапе педагог проводит основную работу по теме в виде игр, упражнений, беседы,  дискуссии. 

Заключительный. На этом данном подводятся итоги проделанной работы, оценивается её эффективность, участники высказывают свои пожелания на будущее.  Ход собрания:  

Вступительное слово педагога: «Здравствуйте, уважаемые родители! Наше сегодняшнее собрание будет проходить в нетрадиционной форме – в форме тренинга. Для начала предлагаю поприветствовать друг друга с помощью игры «Вопрос соседу». 

1.Упражнение «Вопрос соседу».

Участники сидят в круге. Передавая мяч соседу, каждый задает любой вопрос. Примерные вопросы: Какое у вас настроение? Что с Вами интересного произошло сегодня (вчера)?

Чем порадовал Ваш ребенок? 

  1. Выступление классного руководителя (краткое информирование родителей по теме). Уважаемые родители! (зачитывает эпиграф собрания). Неслучайно мы сегодня начинаем собрание с такого эпиграфа.

Каждому из нас знакомо чувство «неуверенности в себе», кто-то справился с этой проблемой, кто - борется с ней и до сих пор. Без уверенности в себе человеку трудно состояться в обществе. Можно иметь хорошее здоровье, блестящий ум, хорошее образование, но не реализовать себя только потому, что ты не веришь в себя, своим умениям, всё время сомневаешься. Это касается застенчивых и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуютно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией.

Наше собрание важно потому, что ваши дети – старшеклассники. Сегодня им нужно принимать массу собственных решений. Они связаны с выбором профессии, выбором моральных ценностей, выбором друзей, окружения, выбором человека, с которым ему захочется разделить свои сомнения и надежды на будущее.

  1. Выступление педагога-психолога.

Анализ тестирования подростков «Насколько ты уверен в себе», сопоставление результатов анкетирования родителей и детей (см. приложение №1, 2). 

 (В ходе собрания педагог-психолог раздает листочки с индивидуальными характеристиками учащихся).  Проводя анализ, психолог обращает внимание родителей на черты характера, которые мешают подростку достичь определенных учебных результатов, на взаимосвязь ответов родителей и детей.

Что такое уверенность? Чувство уверенности - внутреннее ощущение собственной силы, права, правоты и возможностей. Вера в себя, отсутствие сомнений и страха. Один из моментов уверенности в себе, наряду с уверенным поведением и решительностью. Чувство уверенности плюс решительность - это решимость: полная уверенность в себе и своих силах, смелость, отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений. Есть оперативное чувство уверенности, и есть базовое чувство уверенности. Создание оперативного чувства уверенности может решить вопрос сегодня и на сейчас, а чтобы вопрос решился всерьез и надолго, уверенность нужно не искать для конкретной ситуации, не создавать ее из ничего, а развивать ее базу, становиться уверенным всерьез.

 Следующие советы и рекомендации вы можете использовать для себя и для детей.  Неуверенному ребенку нужен позитивный опыт успехов – помогите ему создать банк успехов.

  • Предложите подростку планировать небольшое количество дел, и точно их выполнять. Если 3-4 дела  в день для него – много, начните с одного.
  • Кроме банка успехов, нужна оперативная память успехов: умение в нужный момент вспомнить о своих успехах, посоветуйте ему фиксировать (запоминать, записывать) дела, с которыми он справился, пусть каждый день записывает в Тетрадь успехов не менее 20-ти своих достоинств, внутренних или внешних. 
  • Развивайте у него позитивное мировосприятие. Развивайте привычку во всем видеть плюсы, хвалить других людей, делать им комплименты – не меньше 3-х раз в день. Немаловажно в рамках данного родительского собрания-тренинга познакомить родителей и обсудить с ними  основные правила поведения родителей в группе (см. приложение№3).
    1. Упражнение «Представление своего партнера».

Психолог предлагает родителям разбиться  на пары и в течение 5-8 минут рассказать друг другу о себе, о своих трудностях воспитания ребенка. После этого каждый участник должен представить своего партнера другим родителям. Это поможет установлению контакта между родителями, понять, что все испытывают те или иные трудности и проблемы в процессе воспитания детей, что из любой ситуации всегда есть достойный выход.

  1. Практическое упражнение «Комплимент ребенку».

Предложите родителям разбиться на пары, один в роли Родителя, другой в роли  Ребенка. Задание. Похвалите Ребенка за его помощь по дому, успехи в учебе и другое. Постарайтесь выразить не только вербально, но и невербально (жесты, мимика). После чего поменяйтесь ролями. Далее психолог предлагает обсудить чувства, настроение, эмоции.

Подводит итоги.

  1. Упражнение «Анализ воспоминаний»

Родители сидят в круге и отвечают на вопросы: 

  • В честь кого Вы назвали своего ребенка?
  • Каким Вы представляли своего ребенка еще до рождения?
  • Оправдал ли он Ваши ожидания?
  • Каким Вы представляете своего сына (дочь) через 10 лет?
  • Какие основания позволяют Вам верить, что эти ожидания сбудутся?

             Очень часто ожидания родителей от детей не полностью их удовлетворяют: мечтали об интеллектуале, а сын имеет обычные способности, видели в ребенке уверенного человека, лидера, а он робкий и застенчивый и т.п. Как смириться с таким положением? Где искать “виновных” в том, что идеальное представление далеко от реального? А, может быть, научиться принимать ребенка таким, каков он есть и, продолжая любить его, способствовать его совершенствованию?

  1. Практическое упражнение «Утилизация негатива».

 Задание. Психолог предлагает родителям переформулировать все негативные высказывания  о вас, которые вы слышите от других  или  сами от себя, чтобы они подвигали вас на действия. Вам нужны - не переживания,  а действия! Несколько высказываний, касающиеся родителей, затей  с позиции своих детей.

 

Негативные высказывания

 

           Стимулирующие высказывания

 

 

 

 

Далее психолог предлагает обсудить эффективность стимулирующих высказываний.  

Практическое упражнение «Погружение в детство». 

Предложите родителям разбиться на пары, один в роли Родителя, другой в роли  Ребенка.  Каждый вспоминает и рассказывает самый запомнившийся момент из детства (дети рассказывают об одном из ближайших событий). Обсуждение:

Что общего в воспоминаниях детей и взрослых? (вопрос взрослым).

Как Вы оценивали эту ситуацию тогда и сейчас? (вопрос детям).

Можете ли вы понять своих родителей тогда?

Что бы вы им посоветовали, если бы были их друзьями в их детстве?

  1. Практическое упражнение «Давление».

Родители разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 50-70 см, вытягивают на уровне груди руки и соприкасаются ладонями. Задача каждого – слегка надавить на ладони партнера, меняясь ролями. 

Обсуждение:

  • Что Вы чувствовали, когда испытывали давление другого человека?
  • Что Вы чувствовали, когда побеждали?
  • В какой ситуации вам было комфортнее: когда Вы давили или когда на Ваши ладони давил партнер?

Психолог подводит  к выводу, о том, что не только при физическом давлении мы испытываем дискомфорт, но и при эмоциональном, словесном. Постоянное давление на ребенка приводит к закреплению неуверенности в себе, заниженной самооценке. Можно посоветовать ребенку записаться на какие-то курсы или секцию. Удобно отрабатывать новое поведение в магазинах или на рынке - там, где люди вас не знают. Там вашему громкому голосу и уверенным высказываниям никто не удивится. Кстати, одним из эффективных способов является использование  аффирмаций. Аффирмации - словесные самовнушения, направленные на достижение нужного вам состояния. Например, «Я уверен в себе. У меня все получится. У меня легкая и уверенная походка, меня ждет удача!» Итак, уверенный человек – …(отстаивающий свою точку зрения, напористый, защищающий свои права). Попробуйте вместе с ребенком, или предложите ему самостоятельно, подобрать несколько жизненно утверждающих аффирмаций. 

  1. Завершение тренинга, обратная связь.

Предлагается продолжить фразы (фразы можно записать на доске или ватмане):

  • мне больше всего запомнилось…
  • мне сегодня было трудно…
  • меня сегодня удивило…
  • я думаю, мне в общении с ребёнком пригодится…
  • о чем бы я хотел поговорить в следующий раз…
  1. Упражнение «Пожелания» (окончание тренинга в позитивном эмоциональном состоянии). Участники передают друг другу мяч и говорят пожелания всем присутствующим. Педагог раздает родителям подготовленные памятки для родителей

«Как помочь ребенку стать увереннее в себе» (см. приложение №4).

 

Источники:

  1. URL: http://azbyka.ru/
  2. URL: http://www.vitamarg.com/  
  3. URL: http://childdevelop.ru

 

 

 

 

Приложение №1

 

Тест для подростков «Насколько ты уверен в себе?» 1. Ты узнал, что твой приятель говорит о тебе плохо.

А. Поищешь удобный случай выяснить с ним отношения.

Б. Перестанешь с ним общаться, и будешь избегать встреч. 2. Когда ты входишь в автобус или трамвай, тебя грубо толкают. А. Громко протестуешь.

Б. Молча пытаешься пробраться вперед.

В. Ждешь, когда войдут все, и тогда, если получится, входишь сам.

  1. Твой одноклассник отстаивает противоположную твоей точку зрения.

А. Не высказываешь свою точку зрения, так как все равно не сможешь его переубедить.

Б. Отстаиваешь свою точку зрения, пытаешься доказать свою правоту.

  1. Ты опоздал на школьный вечер. Все места уже заняты, кроме одного в первом ряду. Стоишь у двери и ругаешь себя за опоздание.

Б. Без колебаний направляешься в первый ряд.

  1. Долго решаешь, идти или не идти тебе в первый ряд, но потом все-таки проходишь на свободное место. 5. Согласен ли ты с тем, что твои одноклассники часто используют тебя в своих интересах? A. Да.
  2. Нет. 6.Трудно ли тебе вступать в разговор с незнакомыми людьми? А. Да.

Б. Нет. 7. Ты купил бракованную вещь. Легко ли тебе вернуть покупку? А. Нет.

Б. Да. 8. Можешь ли ты сказать, что твои одноклассники более уверены в себе, чем ты? А. Нет.

Б. Да.

  1. Твои друзья требуют от тебя услуги, которая чревата неприятностями. Легко ли тебе отказаться от ее исполнения? А. Нет.

Б. Да.

  1. У тебя есть возможность поговорить с известным человеком. А. Используешь эту возможность.

Б. Не используешь.

  1. Учитель поручает тебе позвонить в учреждение и договориться для класса о встрече. Под любым предлогом отказываешься.

Б. Звонишь без колебаний.

  1. Собираешься с духом и звонишь.
  2. Тебе поставили незаслуженно низкую оценку. Б. Молча переживаешь.

Г. Споришь с учителем по поводу этой оценки.

  1. Ты не понимаешь объяснений учителя. Б. Не будешь задавать вопросов учителю.

В. Спокойно попросишь объяснить еще раз.

Г. Улучишь удобный момент и задашь вопрос после уроков. 14. Ты пришел в кинотеатр. Люди, сидящие возле тебя, громко разговаривают. Б. Терпишь шум, а потом ругаешься с ними.

В. Просишь их перестать разговаривать.

Е. Молча терпишь.

  1. Ты стоишь в очереди. Кто-то пытается встать перед тобой. Б. Глотаешь обиду и молчишь.

Д. Даешь отпор.

  1. Легко ли тебе вступить в разговор с представителем противоположного пола, который очень нравится?

Б. Очень трудно.

В. Легко.

Г. Очень трудно начать, потом легче. 17. Ты идешь на рынок. Легко ли тебе торговаться? А. Да.

Б. Нет. 18. Волнуешься ли ты, когда тебе нужно выступать перед классом?

Б. Да.

Д. Нет. 19. При хорошем знании предмета ты хотел бы сдавать письменный или устный экзамен? A. Устный.

Б. Письменный.

  1. Мне все равно, какой экзамен сдавать.

 

Результаты теста: А — 3 балла, Б —0 баллов, В —5 баллов, Г —2 балла, Д — 4 балла, Е— 1 балл.

Подсчитайте общую сумму.

12 баллов — сильная неуверенность в себе.

12—32 балла — низкая уверенность в себе.

33—60 баллов — средний уровень уверенности в себе.

61—72 балла — высокая уверенность в себе. Более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.

 

Приложение №2

Анкета для родителей  

  1. Каков, по вашему мнению, статус сына или дочери в коллективе учащихся?
  2. Испытывает ли ваш сын или дочь неуверенность в своих силах?
  3. Как вы помогаете своему ребенку преодолевать неуверенность?
  4. Нужна ли вам консультативная помощь школьной психологической службы или вы справитесь сами?

Продолжите фразы, приведенные ниже. Будьте предельно откровенны и внимательны:  

  • наш ребенок проявляет признаки неуверенности, если
  • наш ребенок боится, если
  • наш ребенок стесняется, если
  • наш ребенок волнуется, если
  • наш ребенок испытывает страх, когда

Анкета для учащихся 

Продолжи предложения: 

À мне бывает стыдно, когда я 

À мне бывает страшно, когда 

À я неуверен, когда  À я стесняюсь, когда 

Приложение №3

 

Основные правила поведения родителей в группе

 

1.Доверительный стиль общения.

Мы принимаем внутри нашей группы единую форму обращения друг к другу «ты». Такая форма обращения способствует более близким   и  доверительным   взаимоотношениям,   настраивает   на дружескую встречу.  2.Правило «здесь и теперь».

Основная задача: превратить группу в своеобразное большое зеркало, в котором каждый смог бы увидеть себя во время самых разнообразных проявлений характера, поведения, взаимоотношений с ребенком, умения быть самокритичным и правильно реагировать на критику, лучше знать себя и свои личные особенности, ошибки в воспитании детей. Поэтому во время занятия все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, обсуждают то, что происходит с ними в группе. Персонификация высказываний.

3.Отказ от обезличенной речи.

 Например, «говорят, что...», «воспитывают...». Безличная речь помогает скрывать собственные позиции и тем самым уходить от ответственности за свои слова.

4.Искренность общения.

Говорить нужно только о том, что чувствуем и думаем по поводу происходящего, т.е. только правду. Если нет желания высказаться искренно и откровенно, лучше помолчать. Естественно, что никто не обижается на высказывания других. 5.Конфиденциальность происходящего в группе.

Ничего  не  разглашается.  Мы  уверенны  в  том,   что  никто   не расскажет о переживаниях человека, о том, что он поделился. 6.Определение сильных сторон личности.

Во    время    занятия    любой    из    нас    стремится    подчеркнуть положительные   качества  человека,   с   которыми   мы   работаем.

7.Недопустимость непосредственных оценок человека.

При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься..», а говори: «Мне не нравиться твоя манера общения»; мы никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто подчеркиваем: «Ты совершил плохой поступок». 8.Активное участие  в  происходящем.

 Это  норма  поведения,  в соответствии с которой в любую минуту мы реально включаемся в работу. Активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и коллектив в целом. Не замыкаемся, даже если услышали в свой адрес что-то не очень приятное. Не думаем только о собственном «Я», получив много     положительных     эмоций.     Мы     все положительные в группе, внимательны друг к другу, нам интересны окружающие.

9.Уважение говорящего. 

Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем и молчим до тех пор пока он не закончит говорить. И лишь после этого задаем вопросы.

 

Приложение №4

 

Памятка для родителей «Как помочь ребенку стать увереннее в себе»

 

Ваш ребенок не уверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

 

  • Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом.
  • Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.
  • Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  • Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  • Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе.
  • Спрашивайте своего ребенка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
  • Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.
  • Поощряйте общение своего подростка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
  • Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям.
  • Радуйтесь его победам над собой.
  • Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».
  • Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
  • Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
  • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

 

свернуть

Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

В период с 9 до 14 лет у девочек и мальчиков начинается так называемый переходный возраст. В этот период происходит целый ряд физиологических и психологических изменений. Этот период называется периодом полового созревания: угревые высыпания, изменение голоса, волосяного покрова, фигуры, гормональные изменения, в т.ч., начало месячных.
развернуть

 

 

В период с 9 до 14 лет у девочек и мальчиков начинается так называемый переходный возраст. В этот период происходит целый ряд физиологических и психологических изменений. Этот период называется периодом полового созревания: угревые высыпания, изменение голоса, волосяного покрова, фигуры, гормональные изменения, в т.ч., начало месячных.

От вас не зависит когда и как тело начнет расти и меняться. Это произойдет тогда, когда организм будет готов к этому. Важно помнить об этом и позитивно принимать самого себя, не переживая по поводу отличий с ровесниками.

Сегодня очень много говорят о сохранении репродуктивного здоровья. Ведущие международные организации определяют это как состояние полного физического, умственного и социального благополучия во всех вопросах, касающихся, репродуктивной системы, её функций, а не только как отсутствие болезней.

Когда мы говорим о репродуктивной системе, то имеем в виду органы и процессы их взаимодействия, которые обеспечивают функцию воспроизводства (деторождения). Здоровая репродуктивная система обеспечивает рождение здоровых детей. Иными словами, это то, что в будущем позволит вам стать мамами и папами счастливых нормальных малышей.

В процессе полового созревания действие гормонов вызывает появление полового влечения, но это совсем не означает готовности к половым отношениям. Одной из составляющих человеческих отношений является сексуальность – совокупность внешних и внутренних признаков, делающих человека привлекательным для противоположного пола. Кроме того, в подростковом возрасте возникает стремление доказать свою взрослость, что иногда может привести к рискованному малообдуманному поведению.

В этом возрасте молодёжь чаще начинает влюбляться, вступать в интимные отношения. Желание любить и быть любимым пробуждают в человеке лучшие качества, стремление стать лучше, достойнее, совершеннее. Радость, счастье становятся полными при условии, что подобные состояния, чувства переживает и любимый человек. Не каждый в этот период понимает, что любовь - это не только чувства, но и ответственность за своё здоровье.

Даже если парень и девушка чувствуют взаимное влечение, это ещё не значит, что они готовы к сексуальным отношениям.

Способы выражения любви и взаимной симпатии: доверительные отношения, поддержка в трудную минуту, возможность сделать что-либо приятное, знаки внимания (смс, записки, открытки, цветы, памятные подарки), объятия, поцелуи).

Является ли секс доказательством любви? Нет, т.к. может происходить под давлением, из-за боязни потерять близкого человека,  может быть просто стремлением казаться взрослее.

Первый сексуальный опыт является одним из самых значительных событий в жизни человека. Поэтому, до того, как наступит этот момент, необходимо разобраться в своих чувствах и знаниях и спросить себя:

 -Доверяю ли я своему парню/ девушке? Не чувствую ли я, что кто-то из нас торопится в этой ситуации? Можем ли мы свободно поговорить о том, как это будет происходить? Как я и он/она будем себя чувствовать после секса? Способны ли мы вступить в сексуальные отношения без спиртного и наркотиков? Знаем ли мы достаточно о заболеваниях, передающихся половым путем? Кто из нас двоих приобретет, будет использовать средство предохранения? Что мы предпримем в случае, если всё же наступит беременность?

Если вы не знаете ответ хотя бы на один из этих вопросов, значит, безопаснее будет на время отложить начало половой жизни, то есть, сделать выбор в пользу воздержания.

Воздержание от секса – это самый простой и эффективный способ защитить себя от нежеланной беременности, любых ЗППП и их последствий.

Воздержание бывает необходимо, чтобы защитить и сохранить чувства и ценности. В подростковом возрасте круг интересов, друзей может постоянно меняться. Также часто может меняться взгляд на отношения между девушкой и парнем – от «романтических», до «сексуальных», независимо от того, думают они о сексе или нет.

Незащищенный половой акт может привести к беременности. Об этом следует помнить. В случае подозрений на внеплановую беременность и появления таких признаков, как токсикоз, перемены аппетита и настроения, набухание молочных желез, необходимо обратиться к врачу, рассказать об этом родителям. Проблема первого аборта в том, что, в какой бы самой лучшей клинике их не делали, он может привести к бесплодию. С другой стороны, рождение ребенка несовершеннолетней мамой тоже приводит к серьёзным трудностям.

Действительно, существует ряд механических, химических и других методов предотвращения беременности, но даже самый доступный из них – презерватив - не может в должной мере защитить вас в случае риска. А последствия ЗППП – от длительного лечения и даже бесплодия до летального исхода. Выбрать ли воздержание или безопасные половые отношения – зависит только от вас. 

  • Забота о репродуктивном здоровье начинается с рождения, с первого дня появления на свет. Уже тогда от родителей требуется максимум внимания. Строение наружных половых органов может сразу показать признаки аномалий, которые требуют исправления или коррекции. Все время нужно самым внимательным образом следить за состоянием детородных органов. Выделения, различные высыпания и иные поражения кожи и слизистых оболочек могут сигнализировать о воспалительном процессе, причиной которому может быть не только инфекция, но и развивающийся диабет. Родители должны помнить, что отступление от требований гигиены могут обернуться серьезными неприятностями для ребенка.
  • В период, когда организм активно готовится к взрослению, девочек необходимо особо беречь от инфекционных, в первую очередь вирусных, заболеваний. Важно также ликвидировать все очаги инфекции в организме, в первую очередь кариес и хроническое воспаление миндалин - тонзиллит. Своевременное выявление и лечение хронических заболеваний внутренних органов – непременное условие оптимального развития организма, в том числе и репродуктивной функции.
  • Маме заранее нужно рассказать девочке о предстоящих менструациях и научить ее правилам гигиены в этот период. Маме также нужно знать, когда у дочери начинается каждая менструация, сколько дней длится, не сопровождается ли болями.
  • При появлении симптомов воспаления половых органов, нарушения полового развития и менструальной функции необходимо своевременно обращаться к детскому гинекологу. Во всех случаях самое главное - не нужно ждать, что болезнь пройдет со временем, сама собой. Не бойтесь оказаться для врача лишним, потому что нарушения в состоянии репродуктивной системы могут проявлять себя совершенно неожиданно, и часто случается, что родители приводят к врачу ребенка с запущенной формой болезни.
  • При отсутствии жалоб в первый раз к детскому гинекологу девочку следует вести в возрасте 5-6 лет. Родители должны убедиться, что ребенок здоров и развивается нормально. Второе посещение гинеколога - в 8-м классе, когда с доктором обсуждают характер менструального цикла, начало сексуальной жизни, противозачаточные средства.
  • Ведущим фактором в программе борьбы с незапланированной беременностью у подростков служит воспитание у них более серьезного отношения к использованию противозачаточных средств. Такую работу среди подростков следует начинать заранее, т.к. проведенные исследования показывают, что это повышает ее эффективность в профилактике ранней беременности у несовершеннолетних. Поэтому важно, чтобы родители учились разговаривать со своими детьми на тему секса и контрацепции. Половое воспитание должно иметь практический уклон, чтобы подростки знали, как и где покупать противозачаточные средства, почему необходимо договариваться с партнерами об их применении, зачем вообще нужно регулярно прибегать к средствам контроля рождаемости. Другой важный аспект полового воспитания состоит в том, чтобы лучше разъяснить подросткам (как мальчикам, так и девочкам), почему применение противозачаточных средств может самым непосредственным образом влиять на их жизнь. Они должны быть информированы и о том, что применение контрацептивов снижает риск заражения болезнями, передаваемыми половым путем (венерическими заболеваниями, ВИЧ)
  • Взрослые должны помочь подросткам осознать предстоящие родительские функции и выработать у наших детей ответственность за собственное здоровье. Подростки должны понять необратимый характер многих патологических изменений в организме, особенно в половой системе, которые в дальнейшем могут помешать их будущему материнству и отцовству.

Подростковый возраст – это критический период, в который приобретаются знания и навыки, а также ценности, которые могут сохраниться на всю жизнь. Почти четвертая часть ВИЧ-инфицированных людей моложе 25 лет. Молодой возраст отличается особой уязвимостью и ограниченными возможностями.

Проблема ранней беременности актуальна тем, что в современных социально-экономических условиях страны с каждым годом возрастает число ранней беременности и родов у подростков. Это общемировая тенденция. Одним из отрицательных моментов ранней беременности является причинение вреда здоровью матери-подростка и ее ребенка.

По медицинским показателям, ранней считается беременность, наступившая у девочки в возрасте до восемнадцати лет. Только к восемнадцати годам организм девушки уже достаточно сформирован и полностью готов к вынашиванию и рождению малыша. Поэтому беременность и роды в юном возрасте могут быть опасными как для жизни мамы, так и для малыша. К отрицательным моментам ранней беременности относят и то, что 70% беременностей у подростков заканчиваются абортами, еще около 15% – это выкидыши. И только 15% девочек могут благополучно донашивать и рожать малышей.

Раннее начало сексуальных отношений в сочетании с низким уровнем знаний в этой области, плохой осведомленностью о средствах и методах контрацепции и недостаточным их применением приводит к росту числа беременностей у подростков и, как следствие, к увеличению числа абортов, неблагоприятных исходов родов и ухудшению репродуктивного здоровья подростков.

Основные закономерности репродуктивного поведения девочек-подростков:

нерегулярная половая жизнь;

много половых партнеров;

недостаточное сексуальное образование;

страх перед родителями и врачом;

использование советов друзей в выборе метода контрацепции;

кратковременное использование контрацепции;

использование малоэффективных методов контрацепции.

Недостаток знаний о средствах контрацепции является высоким риском возникновения нежелательной беременности. Причем, чем моложе возраст подростков, тем чаще они делают аборты.

Всеобщая декларация прав человека говорит о том, что подростки имеют право:

быть информированными о репродуктивном здоровье и его составляющих;

доступа к безопасным и эффективным методам контрацепции;

осознанного решения о темпах и сроках самовоспроизводства.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ, подростки имеют право на выбор метода контрацепции и должны иметь доступ ко всему многообразию при выборе контрацепции.

Часто подростковая беременность заканчивается абортом. Аборт, особенно первый, чреват самими разными осложнениями, вплоть до бесплодия. Так называемое «вторичное бесплодие» наступает практически у каждой второй девушки, сделавшей аборт. Как бы удачно он не был сделан - это серьёзный гормональный срыв цикла, сильный стресс. Другие распространённые последствия аборта - это воспалительные процессы, от которых потом приходится долго лечиться.

Кроме медицинского аспекта у данной проблемы существует еще и социальный аспект, учитывающий межличностное отношение и взаимодействие членов семьи. Какой родитель будет счастлив, узнав, что его пятнадцатилетняя дочь беременна? В лучшем случае, если семья девочки примет такую новость стойко, без упреков и конфликтов, и постарается морально поддержать подростка. Выходит, и так, что большинство родителей сами отправляют свою дочь на аборт, уродуя психику и здоровье ребенка.

Искусственное прерывание беременности калечит и организм, и душу девочки. После абортов многие девушки уже никогда не смогут иметь детей. Чем младше возраст забеременевшей девушки, тем опаснее процесс вынашивания ребенка и последующие роды для нее. Девушки, забеременевшие в возрасте от тринадцати до шестнадцати лет, тяжелее вынашивают малышей, у них намного чаще развиваются различные патологии беременности (например, анемия, сильный токсикоз или плацентарная недостаточность), ввиду этого в три раза повышен риск выкидыша.

Беременность у девочек–подростков 13-17 лет с психологической точки зрения деструктивно влияет на развитие их эмоционально – волевой сферы, ценностных ориентаций, на формирование полового и материнского поведения. Это относится как к «неблагополучным», так и к благополучным» (по факторам желанности и «законности») беременностям юных.

На сегодняшний день ситуация в Беларуси характеризуется низким уровнем информированности подростков о планировании семьи, сексуальности, болезнях, передаваемых половым путем, способах эффективной комплексной контрацепции, безопасного секса и т. д. Подростки предпочитают получать информацию из СМИ (Интернет), от друзей и сверстников. Вопросы взаимоотношений, интимные проблемы также не стараются обсудить со своими родителями, а родители, в свою очередь, считают, что нет необходимости в сексуальном просвещении.

Огромная роль в снижении уровня подростковых беременностей и абортов принадлежит просветительской работе. Этот метод играет важную роль в работе с подростками, поэтому информация о губительных последствиях абортов, методах предохранения и способах избегания нежелательной беременности должна быть полностью доступна всем, независимо от материального положения, возраста и социального статуса человека.

Сексуальное просвещение поможет избежать проблем, связанных с подростковой сексуальностью. Но вопрос заключается не в том, чтобы «уберечь» от знаний о своей сексуальности либо проинформировать о возможностях заражения ИППП, увеличении вероятности «заразиться» при алкогольном опьянении, о ВИЧ/СПИДе. Большинство исследователей в половом воспитании видят не только информирование по вопросам биологии и контрацепции. Главное - воспитать позитивные стандарты у подрастающих поколений и дать основы нравственности: формирование ценностей здорового образа жизни, самоценности детей, сознательного отношения к родительству, позитивных брачно-семейных установок, культуры гендерных отношений.

Только так можно добиться положительных результатов в решении проблемы. Охрана здоровья, действительно, начинается с информирования. Но дети не должны получать информацию о вопросах пола на улице. Все начинается только в семье. А у медиков они могут получить ответы на более конкретные вопросы.

Половое воспитание не сводится к вопросам контрацепции и защиты от болезней, но выступает как часть процесса формирования личности, оно включает в себя не только проблемы здоровья, но и моральные, правовые, культурные и этические аспекты.

свернуть

Родительское собрание "Первая любовь в жизни вашего ребёнка"

Мы ответственны за то, научится ли ваш ребенок любить и будет ли он счастлив в дальнейшем. С вами, родители, своими сокровенными мыслями поде­лился В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это искренняя, преданная, верная любовь детей. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства — души ваших детей. Имя ему — ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам... Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
развернуть

Мы привыкли к фразе «любви все возрасты покорны». Вот и возраст наших с вами детей не устоял перед этим явлением. У наших детей наступила и наступает пора любви, первой влюбленности. Кто знает, какой они будет: стремительной, как ураган, или затяжной, как осенний дождь. Самое главное, что мы должны понять — она будет. (Тест «Хорошие ли вы родители»?)

В процессе подготовки к собранию я предложила детям известный тест «Нарисуй человека». Задание предполагало, что в течение короткого времени, не задумываясь, не стараясь, дети должны изобразить позу, выражение лица, жесты, направленность движений тела человека. Я раздаю вам рисунки, а вы, пользуясь моими комментариями, попробуйте его детально оценить.

Комментарий к тесту «Нарисуй человека»

Каждая часть тела носит символический характер:

Лицо – символ сферы общения.

Если черты лица нечёткие, то ребёнок может ощущать сложности в общении.

Чёткие черты лица – знак высокой заинтересованности в самом себе.

Большие, с прорисованными зрачками глаза – признак агрессии.

На рисунке есть шея – ребёнок способен контролировать свои поступки.

А уши свидетельствуют о соотношении между физическим и духовным.

Руки символизируют активность в общении. Если руки спрятаны, прижаты к телу, в кармане, за спиной – говорит о замкнутости, необщительности.

Тело нарисованное без рук, обозначает пассивность.

Подросток в этот период первой влюблённости зачастую забывает об учебе, о своих обязанностях, перестает понимать родных и близких людей, проявляет против них агрессию и злобу, даже перестает иногда на какое-то время общаться, уходит в свой мир грез и мечтаний.

Вот поэтому так важно для родителей быть рядом со своим ребенком в период первой влюбленности, поддержать его, помочь избежать ненужных последствий.

Вообще, влюбленность — это глубокая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать общаться на этом уровне — значит сделать подростка несчастным. Отзываться плохо о предмете влюбленности своего ребенка значит испортить взаимоотношения со своим сыном или дочерью. По статистике, в 4—7% случаев первая влюбленность ведет к браку. Подростковая первая любовь в большей степени переживается именно как чувство, которое, казалось бы, не имеет границ, всеобъемлюще и бесконечно.

- Как подростки переживают первую любовь?

- От чего зависят эти переживания?

- Имеются ли различия между подростками в пе­реживании чувства первой любви?

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:

С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

С каким лицом общается с вами ваш ребёнок?

Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Учитывая мнение психологов о том, что информацию о человеке мы получаем через невербальное (неречевое) общение, в частности, через наблюдение за глазами собеседника, возьмём на вооружение следующие свойства экспрессии взгляда, ведь известно, что глаза – это зеркало души:

- широко открытые («вытаращенные») глаза – удивление, изумление;

- полностью открытые глаза – мечтательность, сентиментальность;

- закрытые, «занавешенные» глаза – скука, покорность;

- суженный или прищуренный взгляд – хитрость, коварство;

- сверкание глазами – нервозность, агрессия;

- сужение или расширение зрачка – возбуждение, страх.

Кроме степени «открытости» глаз, большое значение для конструктивного общения имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:

- прямой взгляд – готовность к контакту;

- взгляд, направленный вдаль, - раздумье, сомнение;

- взгляд, направленный «сквозь» партнёра, - скрытая агрессия;

- взгляд, направленный мимо партнёра, - эгоцентризм;

- взгляд сбоку – скепсис, цинизм;

- суженный взгляд сбоку – пренебрежение, презрение;

- взгляд снизу – покорность;

- взгляд сверху вниз – гордость высокомерие;

- «уклоняющийся взгляд» - робость, боязливость.

Наблюдайте за мимикой вашего ребёнка, и вы многое сможете понять. А сейчас потренируемся это делать.

Упражнение «Тихий разговор»

Каждая пара выбирает карточку с фразой. Один из двух участников «говорит» невербально другому фразу написанную на карточке. А все пытаются определить «произнесённую» фразу.

«Не расстраивайся, сынок, всё будет хорошо…»

«Меня возмущает твоё поведение…»

«Я очень рада тебя видеть!»

«Поторопись, а то опоздаем…»

«Я очень сожалею, что так получилось, прости меня…»

На вопрос, обращенный к мальчикам: «Что такое любовь?», они отвечают: «Это чрезмерный всплеск положительных эмоций, связан­ных с бессознательными влечениями», или «Это - сильное эмо­циональное переживание», или «Это - неконтролируемые импульсы», либо ставят прочерк, видимо, не зная, как это чувство можно выразить словами. У мальчиков любовь связана с расходом энергетических ресурсов и слабо представлена в виде каких-либо осознанных содержаний.

Для девочек-подростков свойственно доминирование платонических отношений над сексуальными. При опросе девочек ответы имеют явную содержательную составляющую, и делятся на две группы: положительные высказывания и отрицательные. К первым относятся следующие высказывания:

«Это - привязанность, доверие к любимому человеку, когда ты можешь поделиться с другим своими чувствами и переживаниями», или

«Это - позитивные переживания, принятие другого человека, уважение другой точки зрения, стремление души, телесное стремление, идеализирование положительных качеств и вытеснение отрицательных», или «Это - нежное чувство, уважение, все хорошее», «Это - он и она».

К отрицательным высказыва­ниям относятся – «Любовь - это болезнь, от которой нет лекарст­ва», «Это - страшное, но очень желанное чувство, готовность по­святить свою жизнь другому» и др.

В высказываниях девочек практически всегда присутствует некто «другой», «любимый», «он», которого чувствуют и понимают, даже не всегда ожидая от­ветного чувства.

Итак, любовь для подростка - чрезвычайно важное и жизненно необходимое чувство. Человеку, не пережившему подростковую любовь, встреча с любовью в более старшем возрасте стоит гораздо больших душевных страданий.

В чем же заключается роль взрослого на этом этапе?

1) Любви нужно учить. Конечно, любви не учат, как игре на фортепьяно, но нужны образцы, опыт, впитываемые с детства из самого воздуха семейной атмосферы.

2) Не нужно избегать разговоров, касающихся темы любви и аспектов, с ней связанных и волнующих подростка.

Эти переживания побуждают юношу и девушку быть чище и лучше. Если взрослые стремятся оберегать первую дружбу мальчиков и девочек, это предполагает, что взрослые должны помочь дружбе, направить ее, уберечь от пошлости и гря­зи.

3) Родителям следует доверять своему ребёнку.

Доверительность - лучшее, на что можно надеяться, но и в Океане Доверия много айсбергов... Опасностью может стать и чрезмерное доверие ребенка родителю.

4) Не защищайте подростка от любви.

Неоправданным является стремление взрослых (чаще, естественно, матери) уберечь подростка «до поры» от всяческих соблазнов, проистекающих из любых взаимоотношений с другим полом.

Некоторые родители считают, что не надо вмешиваться в сферу жизни подростка, касающуюся любви. Они считают, что жизнь са­ма всему научит. В итоге есть опасность того, что подросток станет психологически и нравственно инфантильным, что становится особенно опасным в сочетании с ранней физиологической зрелостью.

5) Воспитывайте в детях веру в силу любви.

Даже если ваша собственная жизнь не стала подтверждением этого, не разрушайте у ребенка светлые и красивые представления об этом прекрасном чувстве. Один афонский подвижник сказал: «Грядут времена, когда только любовь спасет нас, учись растить в себе любовь... Мы пропадем без любви, пропадем...» Любовь, доверие и терпение часто оказывается сильнее оружия.

6) Учите бережно расходовать свои чувства. Постарайтесь довести до ребенка мысль о том, что любовь - великая сила, но при неправильном использовании она может быть разрушительной! Помните известную историю о Ветре и прекрасном Цветке?

Ветер и Цветок

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер: - Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил! Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.

Учите подростка трепетному отношению к своим чувствам и чувствам других людей. И тогда любовь будет созидательной.

7) Помогите подростку понять, что любовь - интимное чувство, не нужно выставлять его напоказ.

Любовь не терпит лишних слов и хвастовства.

8) Не читайте моралей, исключите нравоучительный тон.

Как важно выбрать правильный тон! Как важно не обидеть неловким словом ранимого настороженного подростка.

9) Помогите подростку понять, что любовь — это ответственность.

Внушайте детям, что любовь только тогда нравственна, когда она умна, мудра, предусмотрительна. Чувство, не облагороженное разумом, не озаренное мыслью о будущем, плодит горе и страдания, опустошает души тех, кто имеет несчастье быть дитем такой любви.

Для ребенка в семье надо создать такие условия, где он на собственном опыте мог бы убедиться, что любовь - это открытость сердца и огромная требовательность к себе.

Слово о любви

Любить - это прежде всего отдавать.

Любить - значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить - это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить - значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

 

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.

Любить - значит истину защищать,

Даже восстав против всей вселенной.

Любить - это в горе уметь прощать

Все, кроме подлости и измены.

Любить - значит сколько угодно раз

С гордостью выдержать все лишенья,

Но никогда, даже в смертный час,

Не соглашаться на униженья!

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей по теме собрания

Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знае­те или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с ва­шей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сек­суальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

В период полового созревания мальчикам важно получать поддерж­ку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте вни­мание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка возможными средствами, если он в этом нуждается.

свернуть

Родительское собрание "Здоровье - это жизнь".

Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека.
Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание?
развернуть

Основные особенности подросткового возраста:

– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет.(После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Родителям следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.

– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном - могут стать основой устойчивых черт. Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

  1. Проблема здорового питания.

Интересные факты:

– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90% настаивают на этом праве; – 66%детей желают кушать по-разному.

В зависимости от своего пола; – мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

– у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

Родителям нужно знать, что подростки, особенно мальчики, в месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

  1. Увлечение подростков диетами.

Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури.Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.

  1. Гиподинамия – проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.

  1. Стресс и его влияние на подростка.

Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.

Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление.

Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.

В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.

При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации(например, экзаменов или соревнований).

5.Вредные привычки.

Тревожные факты:

-В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

– В среднем курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16 - 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16 годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.

В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.

Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.

Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек

– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.

Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2 раза больше, чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.

– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

  1. Режим для подростка.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье.... Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего, здоровье. Берегите его!

свернуть