РУС БЕЛ ENG

Родителям учащихся 10 класса

Материалы родительских собраний

Родительское собрание "Первая любовь в жизни вашего ребёнка"

26.12.2022
Мы ответственны за то, научится ли ваш ребенок любить и будет ли он счастлив в дальнейшем. С вами, родители, своими сокровенными мыслями поде­лился В. А. Сухомлинский: «Единственное, что облегчает участь человека на закате его жизни, — это искренняя, преданная, верная любовь детей. По-настоящему счастлив и мудр тот, кто всю свою жизнь умеет по крупице накапливать это богатство. Хранилище этого богатства — души ваших детей. Имя ему — ваша ответственность перед детьми. Заботьтесь об этом богатстве, оно возвратится к вам... Это единственный капитал, на который можно прожить в старости, чувствуя спокойную уверенность в том, что ты прожил жизнь не напрасно».
развернуть

Мы привыкли к фразе «любви все возрасты покорны». Вот и возраст наших с вами детей не устоял перед этим явлением. У наших детей наступила и наступает пора любви, первой влюбленности. Кто знает, какой они будет: стремительной, как ураган, или затяжной, как осенний дождь. Самое главное, что мы должны понять — она будет. (Тест «Хорошие ли вы родители»?)

В процессе подготовки к собранию я предложила детям известный тест «Нарисуй человека». Задание предполагало, что в течение короткого времени, не задумываясь, не стараясь, дети должны изобразить позу, выражение лица, жесты, направленность движений тела человека. Я раздаю вам рисунки, а вы, пользуясь моими комментариями, попробуйте его детально оценить.

Комментарий к тесту «Нарисуй человека»

Каждая часть тела носит символический характер:

Лицо – символ сферы общения.

Если черты лица нечёткие, то ребёнок может ощущать сложности в общении.

Чёткие черты лица – знак высокой заинтересованности в самом себе.

Большие, с прорисованными зрачками глаза – признак агрессии.

На рисунке есть шея – ребёнок способен контролировать свои поступки.

А уши свидетельствуют о соотношении между физическим и духовным.

Руки символизируют активность в общении. Если руки спрятаны, прижаты к телу, в кармане, за спиной – говорит о замкнутости, необщительности.

Тело нарисованное без рук, обозначает пассивность.

Подросток в этот период первой влюблённости зачастую забывает об учебе, о своих обязанностях, перестает понимать родных и близких людей, проявляет против них агрессию и злобу, даже перестает иногда на какое-то время общаться, уходит в свой мир грез и мечтаний.

Вот поэтому так важно для родителей быть рядом со своим ребенком в период первой влюбленности, поддержать его, помочь избежать ненужных последствий.

Вообще, влюбленность — это глубокая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать общаться на этом уровне — значит сделать подростка несчастным. Отзываться плохо о предмете влюбленности своего ребенка значит испортить взаимоотношения со своим сыном или дочерью. По статистике, в 4—7% случаев первая влюбленность ведет к браку. Подростковая первая любовь в большей степени переживается именно как чувство, которое, казалось бы, не имеет границ, всеобъемлюще и бесконечно.

- Как подростки переживают первую любовь?

- От чего зависят эти переживания?

- Имеются ли различия между подростками в пе­реживании чувства первой любви?

Уважаемые папы и мамы!

Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:

С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

С каким лицом общается с вами ваш ребёнок?

Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

Учитывая мнение психологов о том, что информацию о человеке мы получаем через невербальное (неречевое) общение, в частности, через наблюдение за глазами собеседника, возьмём на вооружение следующие свойства экспрессии взгляда, ведь известно, что глаза – это зеркало души:

- широко открытые («вытаращенные») глаза – удивление, изумление;

- полностью открытые глаза – мечтательность, сентиментальность;

- закрытые, «занавешенные» глаза – скука, покорность;

- суженный или прищуренный взгляд – хитрость, коварство;

- сверкание глазами – нервозность, агрессия;

- сужение или расширение зрачка – возбуждение, страх.

Кроме степени «открытости» глаз, большое значение для конструктивного общения имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:

- прямой взгляд – готовность к контакту;

- взгляд, направленный вдаль, - раздумье, сомнение;

- взгляд, направленный «сквозь» партнёра, - скрытая агрессия;

- взгляд, направленный мимо партнёра, - эгоцентризм;

- взгляд сбоку – скепсис, цинизм;

- суженный взгляд сбоку – пренебрежение, презрение;

- взгляд снизу – покорность;

- взгляд сверху вниз – гордость высокомерие;

- «уклоняющийся взгляд» - робость, боязливость.

Наблюдайте за мимикой вашего ребёнка, и вы многое сможете понять. А сейчас потренируемся это делать.

Упражнение «Тихий разговор»

Каждая пара выбирает карточку с фразой. Один из двух участников «говорит» невербально другому фразу написанную на карточке. А все пытаются определить «произнесённую» фразу.

«Не расстраивайся, сынок, всё будет хорошо…»

«Меня возмущает твоё поведение…»

«Я очень рада тебя видеть!»

«Поторопись, а то опоздаем…»

«Я очень сожалею, что так получилось, прости меня…»

На вопрос, обращенный к мальчикам: «Что такое любовь?», они отвечают: «Это чрезмерный всплеск положительных эмоций, связан­ных с бессознательными влечениями», или «Это - сильное эмо­циональное переживание», или «Это - неконтролируемые импульсы», либо ставят прочерк, видимо, не зная, как это чувство можно выразить словами. У мальчиков любовь связана с расходом энергетических ресурсов и слабо представлена в виде каких-либо осознанных содержаний.

Для девочек-подростков свойственно доминирование платонических отношений над сексуальными. При опросе девочек ответы имеют явную содержательную составляющую, и делятся на две группы: положительные высказывания и отрицательные. К первым относятся следующие высказывания:

«Это - привязанность, доверие к любимому человеку, когда ты можешь поделиться с другим своими чувствами и переживаниями», или

«Это - позитивные переживания, принятие другого человека, уважение другой точки зрения, стремление души, телесное стремление, идеализирование положительных качеств и вытеснение отрицательных», или «Это - нежное чувство, уважение, все хорошее», «Это - он и она».

К отрицательным высказыва­ниям относятся – «Любовь - это болезнь, от которой нет лекарст­ва», «Это - страшное, но очень желанное чувство, готовность по­святить свою жизнь другому» и др.

В высказываниях девочек практически всегда присутствует некто «другой», «любимый», «он», которого чувствуют и понимают, даже не всегда ожидая от­ветного чувства.

Итак, любовь для подростка - чрезвычайно важное и жизненно необходимое чувство. Человеку, не пережившему подростковую любовь, встреча с любовью в более старшем возрасте стоит гораздо больших душевных страданий.

В чем же заключается роль взрослого на этом этапе?

1) Любви нужно учить. Конечно, любви не учат, как игре на фортепьяно, но нужны образцы, опыт, впитываемые с детства из самого воздуха семейной атмосферы.

2) Не нужно избегать разговоров, касающихся темы любви и аспектов, с ней связанных и волнующих подростка.

Эти переживания побуждают юношу и девушку быть чище и лучше. Если взрослые стремятся оберегать первую дружбу мальчиков и девочек, это предполагает, что взрослые должны помочь дружбе, направить ее, уберечь от пошлости и гря­зи.

3) Родителям следует доверять своему ребёнку.

Доверительность - лучшее, на что можно надеяться, но и в Океане Доверия много айсбергов... Опасностью может стать и чрезмерное доверие ребенка родителю.

4) Не защищайте подростка от любви.

Неоправданным является стремление взрослых (чаще, естественно, матери) уберечь подростка «до поры» от всяческих соблазнов, проистекающих из любых взаимоотношений с другим полом.

Некоторые родители считают, что не надо вмешиваться в сферу жизни подростка, касающуюся любви. Они считают, что жизнь са­ма всему научит. В итоге есть опасность того, что подросток станет психологически и нравственно инфантильным, что становится особенно опасным в сочетании с ранней физиологической зрелостью.

5) Воспитывайте в детях веру в силу любви.

Даже если ваша собственная жизнь не стала подтверждением этого, не разрушайте у ребенка светлые и красивые представления об этом прекрасном чувстве. Один афонский подвижник сказал: «Грядут времена, когда только любовь спасет нас, учись растить в себе любовь... Мы пропадем без любви, пропадем...» Любовь, доверие и терпение часто оказывается сильнее оружия.

6) Учите бережно расходовать свои чувства. Постарайтесь довести до ребенка мысль о том, что любовь - великая сила, но при неправильном использовании она может быть разрушительной! Помните известную историю о Ветре и прекрасном Цветке?

Ветер и Цветок

Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер: - Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил! Но Цветок ничего не ответил. Он умер.

Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.

Учите подростка трепетному отношению к своим чувствам и чувствам других людей. И тогда любовь будет созидательной.

7) Помогите подростку понять, что любовь - интимное чувство, не нужно выставлять его напоказ.

Любовь не терпит лишних слов и хвастовства.

8) Не читайте моралей, исключите нравоучительный тон.

Как важно выбрать правильный тон! Как важно не обидеть неловким словом ранимого настороженного подростка.

9) Помогите подростку понять, что любовь — это ответственность.

Внушайте детям, что любовь только тогда нравственна, когда она умна, мудра, предусмотрительна. Чувство, не облагороженное разумом, не озаренное мыслью о будущем, плодит горе и страдания, опустошает души тех, кто имеет несчастье быть дитем такой любви.

Для ребенка в семье надо создать такие условия, где он на собственном опыте мог бы убедиться, что любовь - это открытость сердца и огромная требовательность к себе.

Слово о любви

Любить - это прежде всего отдавать.

Любить - значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить - это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить - значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

 

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.

Любить - значит истину защищать,

Даже восстав против всей вселенной.

Любить - это в горе уметь прощать

Все, кроме подлости и измены.

Любить - значит сколько угодно раз

С гордостью выдержать все лишенья,

Но никогда, даже в смертный час,

Не соглашаться на униженья!

Спасибо за внимание!

Памятка для родителей по теме собрания

Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знае­те или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с ва­шей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сек­суальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.

В период полового созревания мальчикам важно получать поддерж­ку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.

Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.

Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте вни­мание на любые изменения в поведении своего ребенка.

Старайтесь защитить своего ребенка возможными средствами, если он в этом нуждается.

свернуть

Родительское собрание "Здоровье - это жизнь".

07.10.2022
Подростковый период – сложнейший и важнейший в жизни человека.
Что вам, родители, нужно знать о подростке и его здоровье? На что следует обратить внимание?
развернуть

Основные особенности подросткового возраста:

– Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом. За исключением первых двух лет жизни человек никогда больше не растет так быстро. Длина тела увеличивается на 5-8см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12лет (рост в этот период может увеличиться на 10см в год), усиленный рост мальчиков отмечается в 13-14 лет.(После 15лет мальчики обгоняют девочек в росте). Характеристика “длинноногий подросток” очень точна: увеличение роста идет в основном за счет трубчатых костей конечностей.

– Перестраивается опорно-двигательный аппарат: увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. Достигают полного развития чувствительные и двигательные окончания нервно-мышечного аппарата. Эти изменения проявляются даже внешне: наблюдается обилие лишних движений, неловкость, “угловатость” подростка. Родителям следует знать, что в этом возрасте наиболее успешным может быть овладение техникой сложных движений. Подросток может достигнуть виртуозной техники игры на музыкальном инструменте, овладеть сложнейшими элементами специальных спортивных упражнений. Некоторые исследователи полагают, что люди, не развившие в себе необходимые двигательные качества в подростковом возрасте, на протяжении всей жизни остаются более неловкими, чем могли бы быть.

– У подростка усилено развивается грудная клетка и дыхательные мышцы. Число дыханий снижается в два раза, то есть подросток дышит реже, но глубже. Организму требуется кислород. Отмечено, что его нехватку (гипоксию) подросток переносит гораздо тяжелее, чем взрослый.

– Интенсивно растет сердце. Объем его увеличивается примерно на четверть. Сосуды растут, но не успевают за сердцем. Поэтому у подростков часто повышается кровяное давление, иногда наблюдается юношеская гипертония. Она носит преходящий характер, но требует особенной осторожности при дозировании физической нагрузки. Неблагоприятно отражаются не только физические нагрузки, но и отрицательные эмоции.

– Меняется состояние нервной системы. Вследствие этого в поведении подростков наблюдается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. При правильном воспитании эти явления преодолеваются самим подростком, при неправильном - могут стать основой устойчивых черт. Какие проблемы, связанные со здоровьем подростка, наиболее актуальны? Что нужно знать и на что обратить внимание?

  1. Проблема здорового питания.

Интересные факты:

– по сравнению с 1960 г. дети стали раскованнее в выборе продуктов. Если раньше только 24% детей требовали свободы пищевого выбора, то теперь – 90% настаивают на этом праве; – 66%детей желают кушать по-разному.

В зависимости от своего пола; – мальчики обладают втрое большим бюджетом затрат на еду, нежели девочки;

– мальчики потребляют в среднем на 55,5% калорий больше, чем девочки;

– у 20%мальчиков констатируется излишек веса по сравнению с нормой. Это наблюдается во всем мире.

Родителям нужно знать, что подростки, особенно мальчики, в месяцы бурного роста нередко ощущают беспричинную мышечную слабость. Иногда они очень быстро утомляются после спортивных занятий, жалуются на боль в области сердца. Кардиологи считают, что это происходит из-за нехватки карнитина – вещества, которое обеспечивает доставку “топлива” в энергетические системы клеток. У подростков выработка карнитина отстает от потребностей бурно растущих тканей. Возникает повышение утомляемости, низкая работоспособность. А карнитин содержится в мясе говядины, телятины. Много его в молоке. Если подросток ест достаточно мяса, рост своего сердца он может и не заметить – будет в меру бодр и энергичен.

  1. Увлечение подростков диетами.

Согласно данным исследований,73%девочек заявляют, что сидели на диете на протяжении последних 12 месяцев. При этом большинство этих девушек не страдают излишним весом. Между тем родителям необходимо знать о том, что диеты опасны для подростков. Особое внимание на это следует обратить родителям, чьи дочери уже с 15 лет начинают истязать себя различными диетами, пытаясь выглядеть как настоящие фотомодели. Интересные факты обнаружили ученые университета Миссури.Они пришли к выводу, что лишний вес чаще приобретают те дети, которые реже едят вместе со своими родителями и чаще смотрят телевизор.

  1. Гиподинамия – проблема современных подростков.

Недостаток физической активности и чрезмерная калорийность рациона привели к тому, что вес среднего современного ребенка заметно больше, чем несколько поколений назад. Если сердце не нагружать, оно выносливым не станет. Сердечная мышца, как и любая другая, требует тренировки. Природа создала этот орган для человека, который весь день проводит в движении. Американские специалисты пришли к заключению, что если хотя бы 15минут в день посвящает подвижным играм, это снижает риск развития ожирения на 50%. Даже прогулка быстрым шагом и то дает положительный результат.

  1. Стресс и его влияние на подростка.

Стресс-это универсальное явление в жизни современных подростков, затрагивающее их здоровье и благополучие. Родители подростков должны знать о возможности возникновения стрессов и правильно вести себя в этих условиях. Возможно, иногда целесообразно снизить планку предъявляемых к ребенку требований.

Многие родители оказывают большое, как прямое, так и непрямое давление на своих подростков, как в отношении физического развития, так и успеваемости. В некоторых случаях подростковые симптомы стресса могут явиться реакцией на родительское давление.

Подросток-атлет, участвующий с ранних лет в соревнованиях, может устать от соревнования, но не может это высказать это своим родителям. Он может испытать страх, что родители будут разочарованы.

В этот период важна поддержка сверстников. Подростки, которые чувствуют себя социально изолированными или у которых имеются трудности в отношении со сверстниками, оказываются более ранимыми в отношении связанных со стрессом психосоматических проблем.

Семейная поддержка также может изменять влияние стресса на здоровье подростка. Только она должна быть грамотно организована. Неправильно реагировать на проблемы подростка привлечением особого внимания и предоставлением каких-то привилегий.

При подобном поведении родителей дети будут использовать свои болезненные симптомы как способ избежать проблемной ситуации(например, экзаменов или соревнований).

5.Вредные привычки.

Тревожные факты:

-В настоящее время средний возраст начала потребления алкогольных напитков составляет12-13 лет. В возрастной группе 11-24 года потребляют алкоголь более 70% молодежи. При этом девушки потребляют практически наравне с юношами.

– В среднем курят 35,6% мальчиков до 15 лет и 25% девочек. А в возрасте 16 - 17 лет это соотношение выглядит как 45% к 18%.

– Более четверти девочек и более половины мальчиков к 16 годам хотя бы раз пробовали наркотики.

Говорить с подростками о вреде курения очень сложно. Они не верят. Но рассказывать, что происходит с человеком, когда он курит, и чем эта привычка ему в дальнейшем грозит, – надо. Поэтому хочу вам познакомить с некоторыми доводами.

В момент затяжки происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы.

Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.

Окись углерода (угарный газ) обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови – гемоглобин, в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Выкуривая пачку сигарет, человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.

Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.

Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.

Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.

Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.

Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5-6%.

Доводы для девочек

– Французские ученые установили, что курение на внешности женщины сказывается отрицательнее, чем на внешности мужчины. У представительниц прекрасного пола кожа на лице быстро стареет, теряет эластичность, а в уголках рта и глаз появляются глубокие морщины.

– У курящих женщин чаще, чем у некурящих, рождаются дети с пороком сердца и дефектами развития.

Из многочисленных опросов следует: нет ни одного мальчика, который бы хотел иметь курящую жену.

Доводы для мальчиков.

– Шансов стать импотентом у курильщиков в 2 раза больше, чем у некурящего мужчины, потому что при курении сужаются кровеносные сосуды в половых органах.

– У детей некурящих родителей в полтора раза больше шансов остаться некурящими, чем у тех детей, чьи родители курят.

  1. Режим для подростка.

В период важных и глобальных изменений в организме особенно пристальным должно стать внимание к режиму дня подростка.

Важнейший фактор здоровья – соблюдение режима сна. Потребность в сне у ребенка 7-12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9-10 часов; в 13-14 лет – 9-9,5 часов; в 15-17 лет – 8,5-9 часов. Недостаток сна может сделать вашего ребенка тучным.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на “сов”, “жаворонков”, “голубей”. В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а недосыпание опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Если работоспособность снижена и при хорошо налаженном режиме дня, то, возможно заболел. Даже легкая простуда на несколько недель ухудшает внимание, усидчивость, то есть общую работоспособность у детей, ребенок быстро утомляется. А более серьезные заболевания выбивают из колеи на более длительное время, в таком случае необходим щадящий режим, укрепление иммунитета, и конечно, понимание взрослых.

Завершая наш разговор, хочу прочитать вам слова Януша Корчака, адресованные вам: ”Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье.... Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься”. Главное: не забывайте сами и объясните им, что жизнь – это, прежде всего, здоровье. Берегите его!

свернуть