Мы привыкли к фразе «любви все возрасты покорны». Вот и возраст наших с вами детей не устоял перед этим явлением. У наших детей наступила и наступает пора любви, первой влюбленности. Кто знает, какой они будет: стремительной, как ураган, или затяжной, как осенний дождь. Самое главное, что мы должны понять — она будет. (Тест «Хорошие ли вы родители»?)
В процессе подготовки к собранию я предложила детям известный тест «Нарисуй человека». Задание предполагало, что в течение короткого времени, не задумываясь, не стараясь, дети должны изобразить позу, выражение лица, жесты, направленность движений тела человека. Я раздаю вам рисунки, а вы, пользуясь моими комментариями, попробуйте его детально оценить.
Комментарий к тесту «Нарисуй человека»
Каждая часть тела носит символический характер:
Лицо – символ сферы общения.
Если черты лица нечёткие, то ребёнок может ощущать сложности в общении.
Чёткие черты лица – знак высокой заинтересованности в самом себе.
Большие, с прорисованными зрачками глаза – признак агрессии.
На рисунке есть шея – ребёнок способен контролировать свои поступки.
А уши свидетельствуют о соотношении между физическим и духовным.
Руки символизируют активность в общении. Если руки спрятаны, прижаты к телу, в кармане, за спиной – говорит о замкнутости, необщительности.
Тело нарисованное без рук, обозначает пассивность.
Подросток в этот период первой влюблённости зачастую забывает об учебе, о своих обязанностях, перестает понимать родных и близких людей, проявляет против них агрессию и злобу, даже перестает иногда на какое-то время общаться, уходит в свой мир грез и мечтаний.
Вот поэтому так важно для родителей быть рядом со своим ребенком в период первой влюбленности, поддержать его, помочь избежать ненужных последствий.
Вообще, влюбленность — это глубокая потребность в индивидуальных доверительных отношениях. Запрещать общаться на этом уровне — значит сделать подростка несчастным. Отзываться плохо о предмете влюбленности своего ребенка значит испортить взаимоотношения со своим сыном или дочерью. По статистике, в 4—7% случаев первая влюбленность ведет к браку. Подростковая первая любовь в большей степени переживается именно как чувство, которое, казалось бы, не имеет границ, всеобъемлюще и бесконечно.
- Как подростки переживают первую любовь?
- От чего зависят эти переживания?
- Имеются ли различия между подростками в переживании чувства первой любви?
Уважаемые папы и мамы!
Внимательно посмотрите на предлагаемые мимические выражения лица и ответьте на следующие вопросы:
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
С каким лицом общается с вами ваш ребёнок?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Учитывая мнение психологов о том, что информацию о человеке мы получаем через невербальное (неречевое) общение, в частности, через наблюдение за глазами собеседника, возьмём на вооружение следующие свойства экспрессии взгляда, ведь известно, что глаза – это зеркало души:
- широко открытые («вытаращенные») глаза – удивление, изумление;
- полностью открытые глаза – мечтательность, сентиментальность;
- закрытые, «занавешенные» глаза – скука, покорность;
- суженный или прищуренный взгляд – хитрость, коварство;
- сверкание глазами – нервозность, агрессия;
- сужение или расширение зрачка – возбуждение, страх.
Кроме степени «открытости» глаз, большое значение для конструктивного общения имеет навык понимания значения взгляда собеседника. Например:
- прямой взгляд – готовность к контакту;
- взгляд, направленный вдаль, - раздумье, сомнение;
- взгляд, направленный «сквозь» партнёра, - скрытая агрессия;
- взгляд, направленный мимо партнёра, - эгоцентризм;
- взгляд сбоку – скепсис, цинизм;
- суженный взгляд сбоку – пренебрежение, презрение;
- взгляд снизу – покорность;
- взгляд сверху вниз – гордость высокомерие;
- «уклоняющийся взгляд» - робость, боязливость.
Наблюдайте за мимикой вашего ребёнка, и вы многое сможете понять. А сейчас потренируемся это делать.
Упражнение «Тихий разговор»
Каждая пара выбирает карточку с фразой. Один из двух участников «говорит» невербально другому фразу написанную на карточке. А все пытаются определить «произнесённую» фразу.
«Не расстраивайся, сынок, всё будет хорошо…»
«Меня возмущает твоё поведение…»
«Я очень рада тебя видеть!»
«Поторопись, а то опоздаем…»
«Я очень сожалею, что так получилось, прости меня…»
На вопрос, обращенный к мальчикам: «Что такое любовь?», они отвечают: «Это чрезмерный всплеск положительных эмоций, связанных с бессознательными влечениями», или «Это - сильное эмоциональное переживание», или «Это - неконтролируемые импульсы», либо ставят прочерк, видимо, не зная, как это чувство можно выразить словами. У мальчиков любовь связана с расходом энергетических ресурсов и слабо представлена в виде каких-либо осознанных содержаний.
Для девочек-подростков свойственно доминирование платонических отношений над сексуальными. При опросе девочек ответы имеют явную содержательную составляющую, и делятся на две группы: положительные высказывания и отрицательные. К первым относятся следующие высказывания:
«Это - привязанность, доверие к любимому человеку, когда ты можешь поделиться с другим своими чувствами и переживаниями», или
«Это - позитивные переживания, принятие другого человека, уважение другой точки зрения, стремление души, телесное стремление, идеализирование положительных качеств и вытеснение отрицательных», или «Это - нежное чувство, уважение, все хорошее», «Это - он и она».
К отрицательным высказываниям относятся – «Любовь - это болезнь, от которой нет лекарства», «Это - страшное, но очень желанное чувство, готовность посвятить свою жизнь другому» и др.
В высказываниях девочек практически всегда присутствует некто «другой», «любимый», «он», которого чувствуют и понимают, даже не всегда ожидая ответного чувства.
Итак, любовь для подростка - чрезвычайно важное и жизненно необходимое чувство. Человеку, не пережившему подростковую любовь, встреча с любовью в более старшем возрасте стоит гораздо больших душевных страданий.
В чем же заключается роль взрослого на этом этапе?
1) Любви нужно учить. Конечно, любви не учат, как игре на фортепьяно, но нужны образцы, опыт, впитываемые с детства из самого воздуха семейной атмосферы.
2) Не нужно избегать разговоров, касающихся темы любви и аспектов, с ней связанных и волнующих подростка.
Эти переживания побуждают юношу и девушку быть чище и лучше. Если взрослые стремятся оберегать первую дружбу мальчиков и девочек, это предполагает, что взрослые должны помочь дружбе, направить ее, уберечь от пошлости и грязи.
3) Родителям следует доверять своему ребёнку.
Доверительность - лучшее, на что можно надеяться, но и в Океане Доверия много айсбергов... Опасностью может стать и чрезмерное доверие ребенка родителю.
4) Не защищайте подростка от любви.
Неоправданным является стремление взрослых (чаще, естественно, матери) уберечь подростка «до поры» от всяческих соблазнов, проистекающих из любых взаимоотношений с другим полом.
Некоторые родители считают, что не надо вмешиваться в сферу жизни подростка, касающуюся любви. Они считают, что жизнь сама всему научит. В итоге есть опасность того, что подросток станет психологически и нравственно инфантильным, что становится особенно опасным в сочетании с ранней физиологической зрелостью.
5) Воспитывайте в детях веру в силу любви.
Даже если ваша собственная жизнь не стала подтверждением этого, не разрушайте у ребенка светлые и красивые представления об этом прекрасном чувстве. Один афонский подвижник сказал: «Грядут времена, когда только любовь спасет нас, учись растить в себе любовь... Мы пропадем без любви, пропадем...» Любовь, доверие и терпение часто оказывается сильнее оружия.
6) Учите бережно расходовать свои чувства. Постарайтесь довести до ребенка мысль о том, что любовь - великая сила, но при неправильном использовании она может быть разрушительной! Помните известную историю о Ветре и прекрасном Цветке?
Ветер и Цветок
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему еще большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем-то еще большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер: - Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе силы любви ко мне, а значит, ты не любил! Но Цветок ничего не ответил. Он умер.
Тот, кто любит, должен помнить, что не силой и страстью измеряют Любовь, а нежностью и трепетным отношением. Лучше десять раз сдержаться, чем один раз сломать.
Учите подростка трепетному отношению к своим чувствам и чувствам других людей. И тогда любовь будет созидательной.
7) Помогите подростку понять, что любовь - интимное чувство, не нужно выставлять его напоказ.
Любовь не терпит лишних слов и хвастовства.
8) Не читайте моралей, исключите нравоучительный тон.
Как важно выбрать правильный тон! Как важно не обидеть неловким словом ранимого настороженного подростка.
9) Помогите подростку понять, что любовь — это ответственность.
Внушайте детям, что любовь только тогда нравственна, когда она умна, мудра, предусмотрительна. Чувство, не облагороженное разумом, не озаренное мыслью о будущем, плодит горе и страдания, опустошает души тех, кто имеет несчастье быть дитем такой любви.
Для ребенка в семье надо создать такие условия, где он на собственном опыте мог бы убедиться, что любовь - это открытость сердца и огромная требовательность к себе.
Слово о любви
Любить - это прежде всего отдавать.
Любить - значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.
Любить - это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!
Любить - значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и в радости вечно рядом.
Любить - значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить - это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.
Любить - значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!
Спасибо за внимание!
Памятка для родителей по теме собрания
Старайтесь говорить, со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.
Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
Старайтесь защитить своего ребенка возможными средствами, если он в этом нуждается.