РУС БЕЛ ENG

Родителям учащихся 8 класса

Культура поведения в конфликтных ситуациях

Для ребенка школа — это не только источник знаний, но и пространство для общения со сверстниками и педагогами. От того, как складываются отношения с другими детьми и учителями, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка и эффективность его учебы.

Насилие в стенах школы

Иногда случается, что в школе ребенка обижают сверстники, и он страдает от «школьной травли». В этой неприятной ситуации может оказаться любой ребенок, а если у него отсутствуют навыки общения, то вероятность такого отношения повышается. Часто, но далеко не всегда, причиной насмешек являются особенности внешности (полнота, не/высокий рост, близорукость) или поведения (импульсивность, замкнутость, заикание и т. п.). Объекты психологического насилия — это, во многих случаях, послушные, робкие, пассивные дети, которыми вполне довольны взрослые, но которые своим характером провоцируют жестокость со стороны сверстников.

Инициаторами насилия над ровесниками становятся, в основном:

активные, общительные дети, претендующие на роль лидеров;

дети, не умеющие сочувствовать окружающим, ставить себя на место других;

агрессивные дети, нашедшие для самоутверждения безответную жертву;

дети, любой ценой стремящиеся быть в центре внимания и привыкшие относиться к окружающим с чувством превосходства, делящие всех на «своих» и «чужих» (что является прямым результатом семейного воспитания).

А что дальше?

Из-за постоянной агрессии со стороны сверстников у ребенка может возникнуть депрессия, могут появиться страхи. У него снижается самооценка, постепенно закрепляется «образ неудачника», появляются мысли о том, что с ним что-то не так. Такой ребенок старается не проявлять активности. Часто он боится рассказать родителям о том, что с ним происходит в школе.

Как понять, что ребенок стал жертвой насилия в школе

При существовании доверительных отношений ребенок сам расскажет родителям, что его обижают сверстники. Если он почему-либо скрывает свои проблемы, о них можно догадаться по некоторым косвенным признакам.

Так, родителей должно насторожить, если ребенок:

постоянно находится в подавленном настроении;

регулярно не хочет идти в школу, ссылаясь на состояние здоровья или другие причины;

 его вещи часто разорваны, испачканы или потеряны;

 в разговорах о школе он не упоминает об одноклассниках;

он не знает, к кому обратиться, чтобы узнать домашнее задание.

Безусловно, каждый отдельный признак не может служить сигналом неблагополучия, но несколько признаков вместе — уже повод насторожиться: возможно, ребенок подвергается жестокому обращению со стороны одноклассников или более старших детей.

Как начать разговор с ребенком

Если родители подозревают, что у ребенка возникли какие-то проблемы в школе, обязательно нужно поговорить с ним об этом. Как можно начать подобный разговор?

Например, ребенку можно задавать такие вопросы:

Что делают твои одноклассники, когда начинается перемена?

Что ты делаешь во время перемен? Ты любишь перемены?

С кем из одноклассников ты проводишь время на перемене?

Кто из одноклассников нравится тебе больше всего?

 Кто из ребят тебе не нравится?

Что особенного он делает, почему не нравится тебе?

Ответы на эти или аналогичные вопросы помогут родителям получить картину происходящего в школе.

Важно задавать вопросы дружелюбно, демонстрировать ребенку свое участие, желание помочь и готовность слушать его мнение и оценки. Напрямую об отношениях со сверстниками лучше не спрашивать.

Также необходимо избегать давления на ребенка — это будет дополнительно травмировать его и усугубит и без того неприятную ситуацию. Если ребенок уходит от ответов, переводя разговор на другую тему, это означает, что проблемы есть, и он нуждается в поддержке. В таком случае возникает необходимость разговора с классным руководителем.

Как говорить с учителем

Классный руководитель, как правило, в курсе всего, что происходит в классе. Начать разговор с ним (с ней) можно, например, так:

― Мария Ивановна, помогите мне, пожалуйста, разобраться, что происходит с моим ребенком. Мне очень хочется понять, с чем или с кем связаны перемены в его настроении и поведении.

― Мне стало известно, что мой ребенок подвергается насилию со стороны детей. Я хочу оградить его от этого. Чем вы мне можете помочь? Что мы можем сделать вместе? Как мы можем это сделать, чтобы не навредить еще больше?

― Может, вы замечали, с кем дружит мой ребенок? ― С кем из ребят у него бывают конфликты? ― Чем в основном он занимается на переменах?

― Мария Ивановна, мы составили примерный план того, что нужно сделать — с учетом пожеланий ребенка, и готовы начинать действовать уже сегодня. Давайте обсудим ваше участие.

Что делать, если ребенка обижают сверстники

Когда родители узнают о сложившейся ситуации больше, следует вместе с ребенком наметить план действий (можно даже расписать, кто, когда и что будет делать). Вы всегда можете обратиться к классному руководителю, школьному психологу или администрации школы, чтобы привлечь их к разрешению ситуации буллинга.

Очень важно понимать: одна из главных причин, по которым дети скрывают происходящее в школе — это страх, что родители своими действиями могут только усугубить ситуацию. Ребенок опасается, что его будут называть доносчиком, маменькиным сынком, ябедой; боится, что издевательства сверстников станут более изощренными, скрытыми, усилится психологическое давление.

Задача родителей заключается в том, чтобы убедить ребенка: искать помощи — хорошо и правильно, он вовсе не ябеда, и взрослые сумеют помочь ему, не ухудшив положения.

Прежде чем действовать, родителям нужно обязательно поговорить с ребенком. Он знает ситуацию изнутри, хотя и не всегда может рассказать обо всем.

В случае, если ребенок длительное время подвергается физическому и эмоциональному насилию, лучшее, что можно и нужно сделать, — вывести его из травмирующей обстановки (например, сменить школу или, если это невозможно, временно перевести ребенка на режим домашнего обучения)

Смена коллектива сверстников и школы нужна для того, чтобы появилась возможность строить новые отношения с детьми. К тому же место, где ребенок терпел издевательства, уже само по себе является причиной его страданий.

Чтобы избежать схожих трудностей на новом месте, нужно проанализировать способы общения, которыми пользуется ребенок, и, при необходимости, помочь ему приобрести соответствующие навыки.

Ребенку можно сказать:

― Как хорошо, что ты рассказал обо всем. Я думаю, тебе нелегко было это сделать.

― Нужно иметь большую смелость, чтобы попросить помощи у взрослых, когда попадаешь в трудную ситуацию. Хорошо, что ты это сделал. Давай вместе будем думать, как изменить положение.

― Я хочу, чтобы ты знал: мы тебе верим, и мы, твои родители, полностью на твоей стороне.

― Какие ты видишь пути решения проблемы?

― Как ты думаешь, что именно можно изменить в происходящем?

― Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы все это прекратилось?

― Предлагаю составить план действий. Но сначала давай разберем все возможные варианты, и ты сможешь понять, какой из них для тебя лучше.

Если же ситуация не столь серьезна, и родители считают возможным оставить ребенка в старом коллективе, можно попробовать поговорить с обидчиками и их родителями. Но делать это нужно только с согласия ребенка, иначе родители лишь закрепят его беспомощность, пассивность и низкую самооценку. А это как раз те качества, которые делают ребенка непопулярным среди сверстников.

Кроме того, родителям стоит задать себе вопрос: «Не совершаю ли я сам чего-то такого, что отдаляет моего ребенка от сверстников и делает его уязвимым для проявлений насилия?», ведь иногда именно родители своими действиями невольно провоцируют насмешки ровесников их сына или дочери.

Эти действия могут выражаться в том, что:

родители убеждают ребенка, что он «самый лучший», «самый умный», что остальные дети хуже него, и поэтому недостойны того, чтобы он общался с ними.

Очень вредно критиковать ребенка, не умеющего постоять за себя. Это лишь укрепит его в мысли, что он заслуживает плохого отношения. Наоборот, любыми способами надо убедить ребенка в его ценности, значимости и важности. Ваша позиция придаст ему сил и уверенности в себе, повысит его самооценку.

Ребенок, который знает, что он достоин уважения, сможет постоять за себя в нужный момент.

Что посоветовать ребенку, которого обижают сверстники

Самым распространенным видом насилия в детских коллективах являются оскорбления и насмешки. Если проблему не решать, то постепенно дело может дойти до откровенной травли ребенка, который станет изгоем в классе и объектом любой детской агрессии. Взрослые (родители, учителя, психолог) должны убедить ребенка в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ему следует объяснить: счастливый, довольный собой, своей внешностью и характером, уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других.

Разговор можно провести примерно по такой схеме:

Знаешь, существует хороший способ справиться с обидчиками: не показывать, как их слова тебя задевают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу

Ты говоришь, что Света тебя все время дразнит, а другие девочки повторяют ее слова? Я думаю, тебе неприятно это слышать до такой степени, что хочется заплакать. Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не дошло, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить? Начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот

Так, давай подумаем, как же поступить. Я, конечно, могу с ними встретиться и поговорить. Но, мне кажется, как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова. Как ты думаешь?

Попробуй сделать по-другому. В следующий раз, когда ты услышишь обидные слова в свой адрес, возьми и громко засмейся или просто улыбнись. Да, это нелегко. Но подумай, чего добиваются Света с подружками? Расстроить тебя. И до сих пор так и происходило.

А как ты думаешь, почему Свете так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала. Если ты засмеешься, то тем самым покажешь, что все ее слова — просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это быстро поймут. А еще они поймут: если тебя смешат эти обидные слова, значит, все они — не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно.

Ребенку очень трудно поверить в то, что подобное поведение — действительно хороший и реальный выход из положения. Для убедительности можно рассказать похожую историю из собственной жизни (или из жизни знакомых и родственников), сделав акцент на своих ощущениях и на том, что помогло справиться с трудностями. Необходимо попытаться убедить ребенка: действовать он должен сам, сказав ему, например: «Мы, конечно, не дадим тебя в обиду, но ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно. Попробуй, у тебя получится. Мы можем потренироваться, прежде чем ты сделаешь это в школе. Ты точно сможешь».

Как развивать у ребенка навыки общения

Самый важный навык, который нужно сформировать у ребенка — это умение налаживать дружеские отношения в детском коллективе.

Чем лучше умеет общаться ребенок, тем меньше у него шансов оказаться в роли жертвы. Рекомендуется специально создавать ситуации, в которых ребенок может применять навыки общения: практиковать ролевые игры, приглашать родственников с детьми, друзей, знакомых.

Важно также постараться сначала «разговорить» детей, спросить у них, чем они хотят заниматься, предложить сыграть во что-нибудь, например:

― Ребята, вы уже решили, чем будете заниматься? Какое ваше любимое занятие?

― Во что вы больше всего любите играть?

― Мне очень интересно узнать, чего бы хотел каждый из вас.

Родителям следует научить ребенка задавать вопросы собеседнику. Так, у сверстника можно спросить:

― Какое у тебя самое любимое занятие?

― Какие животные тебе нравятся?

― Какой у тебя любимый фильм? А любимый герой?

― Какие книги ты любишь читать?

― Где ты больше всего любишь гулять?

― Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?

Важно рассказать ребенку, что почти всем людям нравится говорить о себе, они любят, когда проявляют интерес к их личности. Еще нужно научить его «приветливым» жестам, позам, манере говорить и мимике. Все эти знания и навыки помогут ему завязать и поддержать беседу, вести себя дружелюбно.

Дети в большинстве своем не осознают, что окружающие оценивают их по манере держаться. Можно использовать следующий метод: сфотографировать ребенка в позе, которую он сам считает «дружелюбной» (то же относится и к выражению лица). Затем нужно рассмотреть с ним фотографию и поговорить о том, как можно улучшить мимику, осанку. Лучше сделать несколько фотографий и обсудить их. Кроме того, важно рассказать и показать, какие черты выражают приветливость и открытость.

В частности, это:

  • прямая осанка;
  • «открытая» поза (руки и ноги не скрещены);
  • ладони на виду (это знак дружелюбных намерений);
  • улыбка и приятное выражение лица;
  • взгляд в глаза

Родителям следует объяснить ребенку, что быть приветливым — хорошо. Это помогает поддерживать дружеские отношения и находить новых друзей. Например, приветливые дети часто приглашают сверстников к себе домой и сами ходят в гости, предлагают друзьям сходить в кино или просто прогуляться.

Что делать в случае конфликта между ребенком и учителем

Если у родителей есть уверенность или подозрение, что их ребенок находится в конфронтации с учителем, необходимо убедить ребенка: они верят ему и готовы разобраться в происходящем. Еще до встречи с педагогом нужно постараться прояснить ситуацию. Затем следует внутренне подготовиться к предстоящему разговору. Не исключено, что учитель сразу станет защищаться или, наоборот, «нападать» на родителей. Этому его учит прежний, не всегда приятный опыт подобного общения. Значит, очень важно сразу дать собеседнику понять, что родители ищут выход из ситуации и хотят сообща разобраться в ней.

Хорошо, если родители владеют грамотной техникой ведения беседы. Вот один из эффективных приемов. После того как собеседник закончил очередную мысль, нужно спросить: «Если я вас правильно понял…» — и кратко повторить услышанное. Если собеседник подтвердит, что понят правильно, то следует высказать свое мнение. Чтобы чувствовать себя увереннее, полезно заранее потренироваться дома. В ходе разговора может выясниться, что ребенок не прав. В этом случае родители должны принести извинения. Если же не прав учитель, но он не находит в себе сил извиниться, нужно попробовать понять его. Учителю сделать это труднее, чем представителю любой другой профессии — из-за стереотипа, что педагог не имеет права на ошибку. Скорее всего, учитель осознает свою вину и после разговора с родителями изменит отношение к ребенку. Если же нет, придется искать другие пути разрешения конфликта.

Когда не прав оказывается учитель, это нужно объяснить ребенку. Не стоит бояться подорвать авторитет педагога: если ребенок будет знать и понимать, что всем людям свойственно ошибаться, это существенно облегчит его собственную жизнь. Понять поведение взрослого ребенку помогут такие слова: «Учитель ошибся, потому что устал (спешил, был чем-то расстроен, обижен и т. п.)». Скорее всего, так оно и было, и детей обычно вполне устраивает подобное объяснение. Если же в конфликте виноват ребенок, то вместе с ним нужно спокойно обсудить, как исправить положение. При этом не следует настаивать на своих вариантах разрешения проблемы. Необходимо, чтобы ребенок сам предложил приемлемый для него выход, и тогда конфликт разрешится благополучно. Если же родитель видит, что ребенок пока не готов извиниться и изменить свою позицию, нужно поговорить с учителем и попросить его немного подождать. Правильное поведение родителей и учителя обязательно поможет найти путь к примирению, который устроит обе стороны.

Что делать, если учитель проявляет насилие по отношению к ребенку

Если речь идет о прямом насилии со стороны учителя, разрешить проблему значительно труднее. Однако сделать это нужно обязательно, воспользовавшись одним из предлагаемых способов

1 способ

Самый лучший способ действий при конфликте с учителем — попытаться разрешить проблему в школьных стенах. Это значит, организовать диалог между вами, ребенком и учителем, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Как бы ни развивалась ситуация, старайтесь общаться уважительно и корректно, показывая тем самым хороший пример ребенку. Также нужно привлечь к разрешению конфликта директора школы и школьного психолога

2 способ

Отметим, что педагоги и администрация школы несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в школе. Если вы понимаете, что не сможете справиться с ситуацией самостоятельно, можно обратиться за помощью в вышестоящие органы:  районный  отдел образования.

3 способ (не всегда возможный)

Перевести ребенка в другой класс или школу. Такой путь не всегда приносит облегчение, поскольку неизвестно, как сложится школьная жизнь ребенка там, куда он будет переведен. Ему еще не раз придется столкнуться с людьми, которые будут его оценивать и относиться к нему не так, как хотелось бы ему или его родителям. Однако если родители видят, что справиться с психологическим напряжением ребенку не по силам, лучше решиться на этот шаг.

Важно помнить, что даже в конфликтной ситуации родители, учителя и ученики должны относиться друг к другу с уважением.

Задача родителей — помочь ребенку продолжать обучение в обстановке, исключающей любое насилие, сформировать и сохранить его нормальную самооценку. Ребенок должен чувствовать уверенность и в своих силах, и в родительской поддержке.

Родителям необходимо понимать, что они не смогут всегда полностью контролировать поступки своих детей. Но они способны поддержать ребенка в трудную минуту, помочь ему в решении проблем и научить защищать себя от возможных опасностей.

Школьная служба медиации

Для родителей, учеников и педагогов еще одним путем разрешения конфликта может стать обращение в школьную службу медиации.

Медиация – переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора для поиска решения, удовлетворяющего обе стороны. Это инструмент помощи в разрешении конфликтов между учениками, а также между детьми и взрослыми.

Медиатор – посредник, нейтральная и беспристрастная сторона. Он не принимает решения ни за какую сторону, только организует процесс переговоров.

Они помогают:

  • наладить отношения между учениками, учителями, родителями,
  • справляться с конфликтами,
  • находить общий язык друг с другом.
  • Работа школьных служб медиации помогает уменьшить количество конфликтов в школе, сделать атмосферу дружелюбной и поддерживающей как для детей, так и для педагогов.

Больше доверяйте себе, своей интуиции, опыту и родительским чувствам. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы; никто не может сделать для него больше, чем вы. Однако не пытайтесь быть идеальным родителем, не требуйте от себя всего и сразу, просто будьте рядом с ребенком и в хорошие, и в плохие минуты. Если сейчас ребенок чего-то не знает, или не хочет, или не может, это вовсе не означает, что так будет всегда. Дети растут и меняются, порой до неузнаваемости. Важно, чтобы к тому моменту, когда ребенок будет готов измениться к лучшему, между ним и родителями сохранились доверительные отношения.

 

свернуть

Тематическое родительское собрание:  «Осторожно: суицид»

Актуальность проблемы ВИЧ/СПИД заключается в том, что данное заболевание не является только медицинской проблемой. Её распространение, затрагивает все сферы жизни общества и касается каждого из нас. Взгляд на эпидемию как на проблему асоциальных людей отошли в прошлое. В настоящее время ВИЧ-инфекция проникла во все слои населения, включая благополучные, не причисленные к «группам риска», но практикующие рискованное поведение.
развернуть

Цель:  Повысить уровень знаний родителей по проблеме ВИЧ/СПИД.

Задачи собрания

1. Познакомить родителей  с информацией о болезни СПИД.

2. Формировать у родителей адекватность понимания проблемы суще­ствования болезни СПИД.

3. Пропаганда ценностей семейной жизни

Ход собрания.

Классный руководитель:

Уважаемые родители! Крепкое здоровье наших детей и их благополучие – самое главное, о чём мечтает каждый из нас. Для этого мы готовы ночами пропадать на работе, не покладая рук обеспечивать им хорошие бытовые условия жизни. Мы, погрузившись в бешеную гонку за стремительно пролетающим временем, в заботе о наших детях, не успеваем одного… - остановиться, посмотреть им в глаза и спросить: «Как дела, мой хороший?». И когда наши дети отворачиваются от нас, мы в недоумении спрашиваем: «Почему? Ведь мы всё делали ради тебя…».

Счастье родителей – в счастье их детей. И, наверное, можно было бы быть уверенным, что оно зависит от всего, что мы сумеем сделать для них сами: от бессонных ночей, от напряженной работы, от постоянных переживаний…

Но в современном обществе не всё зависит от нас – взрослых: педагогов и родителей. Страшной опасностью сегодня для нас всех является ВИЧ- инфекция.

Почему этой проблеме необходимо уделять много внимания?

·        Отсутствует профилактическая вакцина – нельзя защитить население.

·        Болезнь хроническая, неизлечимая, длительное время протекает бессимптомно.

·        Больной является источником инфекции на протяжении всей жизни.

·        Болезнь передается естественными путями передачи, предусматривающая получение удовольствия.

·        Наличие негативных социальных факторов способствует распространению эпидемии ВИЧ – инфекции.

·      Единственный метод защиты от ВИЧ – повышение информированности людей и изменение их поведения в сторону менее рискованного.

Пути передачи ВИЧ-инфекции. В соответствии с локализацией и путями выделения вируса из организма носителя различают три пути передачи:

- половой;

- парентеральный (при попадании вируса в кровь);

- вертикальный (от матери ребенку)

Половой путь передачи. Вирус иммунодефицита передается при незащищенных (без использования презерватива) половых контактах с носителем вируса. Все виды половых контактов опасны, так как вирус легко проникает в организм человека. Наличие какого-либо гинекологического или венерического заболевания, воспалительных процессов, а также частая смена половых партнеров увеличивают опасность заражения вирусом иммунодефицита человека при различных видах половых контактов.

Парентеральный путь передачи. Основной фактор передачи – контакт с кровью инфицированного человека. Он может произойти при:

- совместном использовании загрязненных шприцев и игл лицами, употребляющими наркотики внутривенно;

- употреблении наркотика, зараженного вирусом, при изготовлении или фасовке;

- пользовании общими предметами (посудой для приготовления наркотика, шприцем для деления «дозы», фильтрами);

- использовании нестерильного инструментария для нанесения татуировок или пирсинга, совместном использовании маникюрных или бритвенных принадлежностей;

-существует вероятность заражения при переливании инфицированной крови и ее препаратов. Однако с введением в 1987 году обязательного тестирования донорской крови на ВИЧ опасность заражения, связанная с переливанием крови, сведена к минимуму.

Вертикальный путь передачи. Передача вируса иммунодефицита человека может произойти от ВИЧ-инфицированной матери ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. ВИЧ-инфицированной беременной женщине в ходе консультирования объясняются последствия сохранения беременности и возможность рождения инфицированного ребенка. Право выбора остается за женщиной. Вероятность передачи ВИЧ-инфекции новорожденному составляет 30-45 %. Своевременное выявление инфицированности у беременной и применение медикаментозной терапии позволяет значительно уменьшить риск рождения инфицированного ребенка.

В условиях интенсивного распространения ВИЧ нельзя исключить вероятность заражения каждого из нас. Все же среди населения выявляются группы повышенного риска инфицирования: наркоманы, проститутки, гомосексуалисты, лица с беспорядочными половыми связями, молодежь в целом.

Появление ВИЧ-инфекции, отсутствие каких-либо действенных препаратов для ее лечения вызвали огромное количество слухов и домыслов о путях передачи ВИЧ.

Однако в результате многолетних наблюдений за многочисленными бытовыми контактами ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом было установлено, что вирус иммунодефицита человека не передается:

- при дружеских объятиях и поцелуях;

- через рукопожатия;

- при пользовании столовыми приборами, постельными принадлежностями;

- через предметы производственной и домашней обстановки;

- через предметы сантехоборудования, при пользовании бассейном, душем;

- в общественном транспорте;

- насекомыми, в том числе и кровососущими;

- воздушно-капельным путем.

Риск заражения ВИЧ значительно снижается при сексуальном контакте с использованием презерватива. Нельзя заразиться при уходе за больным СПИДом.

Ваши вопросы о…

1. Где можно сдать анализ на ВИЧ/СПИД анонимно? Сколько времени делается анализ крови?

Анализ крови можно сдать в любом медицинском учреждении. Он делается в течение 3-4 дней в лаборатории серодиагностики инфекционных заболеваний.

2. Как предотвратить заражение ВИЧ-инфекцией?

Вести здоровый образ жизни и пользоваться презервативами.

3. Какой процент заражений от ВИЧ-инфицированной матери ребенку?

Риск рождения инфицированного ребенка у ВИЧ-инфицированной матери составляет примерно 50%.

4. Есть ли место, где могут собираться ВИЧ-инфицированные и общаться друг с другом?

В настоящее время делается все возможное для создания таких мест, а пока проводится группы психологической поддержки ВИЧ-инфицированных и их семей.

5. Может ли заразиться ребенок при кормлении грудью?

Может, особенно при наличии кровоточащих трещин сосков грудных желез.

6.  Какие меры безопасности нужно применять, если в семье инфицированный ребенок или один из супругов?

В аптечке: резиновые перчатки, 30-процетный раствор альбуцида, лейкопластырь, хлорсодержащие средства (любые отбеливатели), спирт 30% или водка.

Индивидуальный маникюрный приборы, бритвенные принадлежности.

Если болен один из супругов, обязательно использование презерватива.

8. Что делать при уколе иглой порезе острыми предметами после ВИЧ-инфицированного?

При уколах: выдавить каплю крови, обработать 3-% раствором перекиси водорода, вымыть руки с мылом и еще раз обработать руки 30%спиртом или водкой, наложить на рану лейкопластырь и надеть напальчник.

При порезах: обработать рану 70% спиртом или 5% раствором настойки йода, вымыть руки с мылом и еще раз обработать их, на рану наложить лейкопластырь и надеть напальчник. Так же сдать кровь на анализ.

9. Есть ли лекарство от ВИЧ/СПИДа?

Существующие сегодня антивирусные препараты не излечивают дольного СПИДом, а лишь замедляют развитие болезни, т.к. вирус иммунодефицита склонен к постоянной изменчивости.

10. Определяется ВИЧ-инфицированный по внешнему виду?

Определить инфицированный ли человек по внешнему виду практически невозможно.

11. Сколько живет ВИЧ-инфицированный?

В период носителя ВИЧ, инфицированный практически здоров, максимальная длительность носительства ВИЧ более 20 лет. О продолжительности жизни следует говорить после появлений новых методов лечения до 10 лет. В настоящее время с появлением новых методов лечения этот срок может быть увеличен. Однако это не относится к лицам, продолжающим прием наркотиков и имеющих другие поведения, ухудшающие здоровье.

12.  Что опаснее ВИЧ или венерические заболевания?

Опаснее ВИЧ, т.к. венерические заболевания лечатся.

13. Бывают ли ошибочные результаты на ВИЧ-инфекцию?

Ошибочные результаты бывают в связи с некоторыми заболеваниями иммунной системы, поэтому при одном ИФА+ анализ не считается положительным, а делают повторно.

14. Сколько может работать ВИЧ-инфицированный?

Работать ВИЧ-инфицированный может полный рабочий день, если это не ограничивается законодательством Республики Беларусь.

15. Есть ли вероятность заражения детей ВИЧ-инфекцией в школе и детских заведениях?

Теоретически есть, но практически в мире не было зарегистрировано ни одного подобного случая.

16. Чем отличается ВИЧ от СПИДа?

ВИЧ –вирус иммунодефицита человека. ВИЧ-инфицированный – практически здоровый человек, в организме которого обнаруживается вирус иммунодефицита человека.

СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека. СПИД развивается у людей, заразившихся ВИЧ-инфекцией, и является конечной стадией этого заболевания, которая приводит к летальному исходу.

17. Когда впервые был обнаружен СПИД?

1982 год. Американский центр по контр реестр болезней новое заболевание – синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД). Ему было дано описание. В США и в Западной Европе за ним началось официальное наблюдение.

Вышел закон, что семьям, воспитывающим несовершеннолетних ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом детей, выделяет деньги на витамины. Куда нужно обращаться за консультацией или получением?

Подробную консультацию вы сможете получить в кабинетах инфекционных заболеваний.

18. Можно ли вылечиться от ВИЧ-инфекции?

В настоящее время лекарство не найдено. Предложен ряд новых препаратов, но их эффективность еще изучается.

19. Заражение произошло половым путем. Партнер знал, что заражен ВИЧ. Имеем ли мы право подать в суд?

Вы имеете полное право подать в суд. Закон предусматривает наказание в виде лишения свободы  за заведомое подставление другого лица в опасность заражения заболеванием СПИД и наказание в виде лишения свободы  за заражение другого лица заболеванием СПИД лицом, знавшим о наличии у него этой болезни.

Классный руководитель.

Мне хотелось бы привести некоторые статистические данные по нашей сегодняшней теме в г. Пинске и Пинском районе.

         Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции  в г.Пинске на 01.03.2021 года

          По состоянию на 1 марта 2021 года в Республике Беларусь зарегистрировано 30733 случая ВИЧ-инфекции. За февраль 2021 года в РБ выявлено 96 новых случаев ВИЧ-инфекции.

            В Брестской области за весь период наблюдения зарегистрировано 2366 случаев ВИЧ-инфекции. За февраль 2021 года в Брестской области выявлено 6 случаев ВИЧ-инфекции.

Город Пинск по количеству ВИЧ-инфицированных занимает первое место в Брестской области и шестое место в Республике Беларусь после городов Минск, Светлогорск, Солигорск, Гомель, Жлобин.

По состоянию на  01.03.2021г. в г.Пинске зарегистрирован 941 случай ВИЧ-инфекции. Количество людей живущих с ВИЧ – 636 человек, показатель распространенности составил 462,2 на 100 тыс. населения.

За январь - февраль 2021 года зарегистрирован 1 случай ВИЧ-инфекции, за январь - февраль 2020г. – 6 случаев. Показатель заболеваемости на 01.03.2021г. – 0,7 на 100 тыс. населения (на 01.03.2020г.  – 4,38 на 100 тыс. населения).

От разных причин (связанных и несвязанных с ВИЧ-инфекцией) умерло за все годы наблюдения 305 человек, за январь - февраль 2021 года – 4 человека, в т.ч. в 3-4 клинической стадии 3 человека.

Из 941 выявленного случая ВИЧ-инфекции за весь период наблюдения наибольшее количество ВИЧ-инфицированных выявлено среди лиц старше 40 лет – 27,7% (261 случай), далее возрастная группа 30-34 года – 25,6% (241 человек), 35-39 лет приходится – 22,7% случаев (213 человек), в возрастной группе 25-29 лет – 18,2% (171 человек), 20-24 года – 4,5% (42 человека), 0-14 лет – 1% (9 человек), 15-19 лет – 0,3% (3 человека). В 475 случаях реализован инъекционный путь передачи – (50,5%), в 456 случаях половой путь передачи – 48,5%, в 7 случаях (0,7%) вертикальный путь, в 3 случаях причина не установлена – 0,3%. Удельный вес в структуре заболеваемости мужчин составляет 62,2% (585 сл.), женщин 37,8% (356 сл.). По социальному статусу: не работает - 689 человек (73,2%), рабочие – 177 человек (18,8%), служащие – 54 человека (5,7%), индивидуальные предприниматели – 3 человека (0,3%), дети и учащиеся – по 9 человек (по 1%).   

            Анализ путей передачи на протяжении последних 6-ти лет, показывает преобладание полового пути передачи.     

 

Эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Пинском районе на 01.03.2021 года

За весь период наблюдения зарегистрировано 134 случая ВИЧ-инфекции. За январь - февраль  2021г. случаев ВИЧ-инфекции не выявлено (за январь - февраль 2020г. – 3 случая). Людей, живущих с ВИЧ - 94.

За весь период наблюдения в Пинском районе умерло 40 человек, в т.ч. в 3-4 клинической стадии – 24 человека. За январь - февраль 2021г. умер 1 ВИЧ-инфицированный человек, в т.ч. в 3-4 стадии 1 человек.

Удельный вес ВИЧ-инфицированных мужчин (87 случаев) выше, чем женщин (47 случаев) в 1,85 раза и составляет 64,9% от всех случаев.

По кумулятивным данным в возрастной структуре наибольший удельный вес из числа ВИЧ-инфицированных приходится на лиц старше 40 лет – 35,1% (47 человек), 30-34 года – 22,3% (30 человек), 35-39 лет – 19,4% (26 человек), 25-29 лет – 14,2% (19 человек), в возрастной группе 20-24 года – 8,2% (11 чел.), в возрастной группе 0-14 лет – 0,8% (1 случай).

При анализе путей инфицирования за весь период наблюдения установлено преобладание полового пути передачи – 93 случая (69,4%), на инъекционный путь приходится 40 случаев (29,9%), вертикальный (через грудное молоко) – 1 случай (0,7%).

Среди ВИЧ-инфицированных преобладают неработающие лица – 70,9% (95 человек).

В Пинском районе по кумулятивным данным случаи ВИЧ-инфекции выявлены в 55 населенных пунктах на территории 24-х сельисполкомов.

Уважаемые родители! Чтобы вместе справляться с трудной ситуацией,

связанной с распространением ВИЧ- инфекцией, необходимо понимать следующее:

1.     Первое и самое главное орудие против ВИЧ- инфекции – ЗНАНИЯ!

2.     Необходимо по месту работы или учебы ребенка всячески инициировать проведение информационных встреч со специалистами, занимающимися проблемой ВИЧ – инфекции.

3.     Нужно твердо знать, что:

·        ВИЧ – инициированный  - это человек, находящийся в тяжелой стрессовой ситуации и ему нужна всяческая поддержка с вашей стороны.

·        Общение с ВИЧ – инфицированным человеком в бытовых условиях и местах массового скопления людей (бассейны, спортивные площадки и т.д.) безопасно.

·        Сегодня больные ВИЧ – инфекцией могут получать бесплатную терапию и поддерживать свое здоровье долгие годы.

·        ВИЧ – инициированные люди защищены законом и не могут быть уволены с работы или исключены из образовательного учреждения в случае заболевания, а также получить отказ в оказании медицинской помощи.

·        Помните, что только ваш личный пример поможет вам научить ваших детей принимать правильные решения для сохранения своего здоровья. Всё, чему вы научите их, будет ими передано их детям.

·        Не менее важно знать, что если вы или ваш несовершеннолетний ребёнок заразились от ВИЧ – инициированного лица, знавшего о наличии у него этой болезни и не поставившего вас об этом в известность, ПОМНИТЕ: этот человек несет уголовную ответственность! Обращайтесь за защитой!

Желаю вам, чтобы вы и  ваши дети никогда не знали такой беды как ВИЧ – инфекция! Пусть в вашем доме всегда будет мир, покой, детский смех и счастье. Будьте внимательны к себе и всем людям, что вас окружают. Возможно, ваши знания сделают их счастливее!

 

Приложение 1.

 

 

Действия по отношению к зараженному

Сопряжено с риском

Безопасно

1.Дружески обниматься

 

 

2. Иметь половые сношения

 

 

3. Принимать пищу за одним столом

 

 

4. Спать в одной комнате

 

 

5.Обмениваться рукопожатиями

 

 

6. Помогать при промыванию ран

 

 

7.Сидеть за одним столом или партой

 

 

8. Дать на время карандаш или ручку

 

 

9. Использовать зубную щетку

 

 

10. Утолять жажду иэ общего питьевого фон­танчика

 

 

11. Пользоваться одним туалетом

 

 

12. Целоваться в губы

 

 

13.Кашлять и чикать в одной комнате

 

 

14. Совместно посещать бассейн

 

 

15. Ехать в одном автобусе

 

 

16.Купаться в одной реке

 

 

17. Быть укушенным ВИЧ- инфицированным

 

 

18.Пользоваться одной бритвой

 

 

19.Читать один и тот же экземпляр газеты (книги)

 

 

 

Памятка для родителей.                                                                                                                              Приложение№2

 

Что могут сделать родители в школе для сохранения здоровья детей

Инициировать систематическое информирование родителей и детей по данной проблеме.

Проводить и участвовать в проведении профилактических бесед, круглых столов, просмотр видеофильмов с обсуждением.

Проводить конкурсные и иные массовые мероприятия по профилактике ВИЧ – инфекции с учащимися, а также мероприятия по пропаганде здорового образа жизни.

Принять решение о сдаче анализов на ВИЧ учащимися (сохраняя конфиденциальность и анонимность).

Обеспечить классные комнаты средствами индивидуальной защиты для оказания первой медицинской помощи при травмах (медицинские перчатки, дезинфицирующие растворы и т.д)

 

Что лично могут сделать родители для сохранения здоровья детей

(вне школы)

Постоянно разъяснять ребенку о ВИЧ. Доверять своему ребенку (но не попустительствовать !!!).

Правильно воспитывать ребенка в семье.

Приобретать специальную литературу для чтения.

Контролировать образ жизни ребенка, подавая личный положительный пример.

Прививать культуру безопасного секса, подготавливая ребенка к интимной жизни.

Вместе просматривать и обсуждать фильмы.

Приучать детей к заботе об окружающих и близких людях

Следить за соблюдением личной гигиены в семье каждым её членом.

Больше общаться со своими детьми. Уметь откровенно разговаривать с ребенком, быть в курсе его жизни и вовремя дать совет.

Научить ребенка внимательно контролировать использование, применение стерильных инструментов в отношении себя при медицинских манипуляциях, в салонах – парикмахерских и др. местах.

Сдавать регулярно всей семьей анализы на ВИЧ

 

Приложение 3.

 

Центральная городская больница:

Врач – инфекционист

тел. 3-55-61 (северная часть)

тел. 2-43-26 (южная часть)

 

Социально – реабилитационная служба «Жизнь»: 5-48-50

 

Служба экстренной психологической помощи: 3-33-33

 

Государственная бесплатная горячая линия по вопросам профилактики и лечения ВИЧ – инфекции: 8-800-100-6543

 

Телефон доверия по проблеме ВИЧ/СПИД: (343) 31-000-31

Территории с уровнем распространенности ВИЧ – инфекции выше среднеобластного показателя

 (862,7 на 100 тыс. населения) на 01.01.2009г.

 

 

свернуть

Родительское собрание в 8 классе «Как уберечь подростка от насилия и жестокости»

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
развернуть

 

 

 

Чем больше свидетелей у чужого несчастья,

тем меньше шансов у жертвы получить помощь.

 Б.Лабейн.

 

Задачи: показать родителям на примере статистики актуальность обсуждаемой проблемы;

              обсудить с родителями возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций.

Форма проведения: онлайн конференция.

Вопросы для обсуждения: статистика обсуждаемой проблемы; анализ мнения родителей по проблеме насилия и жестокости; возможные пути предупреждения насилия и жестокости по отношению к детям.

Подготовительная работа: анкетирование детей; ситуации для анализа родителями; классный час по проблеме собрания; выставка плаката-обращения к сверстникам; подготовка памяток для родителей.

 

                                                     Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

За последние десятилетия в нашей стране произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека, в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.

Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия –уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье.

Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий. Ведь безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему научим. И именно исходя из наших с вами советов они будут вести себя в трудной ситуации. В наших силах сделать и так, чтобы этих трудных ситуаций не возникло вовсе. Об этом и поговорим сегодня.

С 05 по 17 октября 2020 года с учащимися 1-11 классов проводилось анкетирование по выявлению факторов насилия и жестокого обращения.

            Анкетирование учащихся, включающее в себя ряд вопросов, позволило определить с чьей стороны, от кого несовершеннолетние чаще всего подвергаются жестокости и насилию.

В результате анкетирования было выявлено, что физическое наказание применяется к двум подросткам, а психологическое к трём. Все дети считают физический вид наказания жестоким обращением над личностью. Если и применяется какой-либо вид наказания, то по мнению всех детей, это справедливо и является необходимой воспитательной мерой.

 3 ребёнка подвергаются физическому насилию со стороны родителей, 12 – психологическому и 49 учеников не испытывал насилия по отношению к себе.

Чаще всего наказывают детей за плохие оценки и за лень, но наказания все дети считают справедливыми.

Для предотвращения насилия и жестокого обращения с учащимися было запланировано родительское собрание по итогам изучения данного вопроса, а с учащимися разработан ряд консультаций и тренинговых занятий.

 

2.Анализ ситуаций.

Родителям зачитываются ситуации, и они предлагают свои варианты их разрешения.

Ситуации для анализа родителями.

Родителям предлагаются  для анализа реальные жизненные ситуации. Необходимо не только предложить решение проблемы, но и выступить с возможными предложениями, как предупредить подобные ситуации.

Ситуация 1. Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием  идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.

Ситуация 2.Случайно родители обнаружили на теле девочки синяки. Долго родители выясняли причину их происхождения. Услышанное ими повергло родителей в шок. Оказалось девочка подверглась сексуальному насилию со стороны подростков. За сопротивление  били и приказывали молчать, грозя рассказать все родителям девочки.

Ситуация 3.Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал .Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...

Ситуация 4.Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

Ситуация 5.Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над их подозрительностью и предусмотрительностью…

(В случае возникновения затруднений при решении ситуаций с родителями проводится индивидуальная консультация по телефону)

Памятка для родителей.

Уважаемые родители!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный жизненный опыт. Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю жизнь. Запомните эти простые правила в нашей непростой жизни…

1.Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

2.Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

3.Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

4.Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

5.Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

6.Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

7.Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

8.Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию какой-либо борьбы или другую, связанную со спортом, и интересуйтесь его успехами.

9.Если кто-либо из ваш друзей и знакомых вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

10.Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

11.Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

12.Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос: «Что будет, если?..»

13.Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

4.Подведение итогов.

Необходима профилактическая работа с учащимися, их родителями, педагогами на основе Конвенции ООН о правах ребенка (от 05.12.1989г.), Конституции Республики Беларусь, Семейного кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь О правах ребенка 2570-XII от 19.11.1993 г.

   Профилактическая работа призвана обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми.  Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми. Профилактическая работа должна осуществлятся по направлениям:

  • организационная работа,
  • диагностическая работа,
  • профилактическая работа с обучающимися,
  • профилактическая работа с родителями и педагогами.

 

свернуть

Лекция для родителей учащихся 8 класса на тему «Жизненные цели подростков. Профилактика подростковой агрессии»

Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)
развернуть

Задачи: обсудить с родителями жизненные и нравственные приоритеты подростков; продумать систему мероприятий, способствующих изменению жизненной и гражданской позиции подростка.

 

Уважаемые родители!

Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.

Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей.

В свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада. Часто родители, пытаясь помочь, натыкаются на агрессию со стороны ребёнка.

Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.

В связи с этим хочется привести небольшую притчу.

Король узнает, что его сын женится. Он возмущен, топает ногами, взмахивает руками, кричит на ближайшее окружение. Его лик ужасен, а гнев не имеет границ. Он кричит своим подданным: «Почему не доложили, что сын уже вырос?»

Подростковый возраст - это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности.

Возрастные границы: от 11–12 до 16–17 лет.

Подросток начинает чувствовать себя взрослым и хочет, чтобы и окружающие признавали его самостоятельность и значимость. Основные психологические потребности подростка – стремление к общению со сверстниками (“группированию”), стремление к самостоятельности и независимости, “эмансипации” от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.

Ведущий вид деятельности: Интимно-личностное общение/общение со сверстниками.

В этом возрасте складываются две системы взаимоотношений: одна – со взрослыми, другая – со сверстниками. Отношения со взрослыми оказываются неравноправными. Отношения со сверстниками строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах действуют определенные правила. Подростков в таких группах привлекает сходство интересов и проблем, возможность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

Социальная ситуация развития: заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения. Подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса.

Основные характеристики данного возраста:

  1. Чувство взрослости – это отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрослому.
  2. Развитее самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание человеком своих личных особенностей. Это определяется особым, критическим отношением подростка к своим недостаткам. Желательный образ “Я” обычно складывается из ценимых качеств и достоинств других людей. Но так как идеалом для подражания у него выступают и взрослые, и сверстники, то образ получается противоречивым. Получается, что в данном образе необходимо сочетание черт характера взрослого человека и молодого, а это не всегда совместимо в одном лице.
  3. Склонность к рефлексии (самопознание). Стремление подростка познать себя нередко приводит к потере душевного равновесия. Основной формой самопознания является сравнение себя с другими людьми, взрослыми и сверстниками, критическое отношение к себе, в результате чего развивается психологический кризис.

В этом возрасте происходят как физиологические изменения (половое созревание), так и психологические изменения. Психическое развитие подростков характеризуется тем, что фактически весь этот период сопровождается кризисом.

Основными причинами кризиса являются:

1) взрослые не меняют своего поведения в ответ на появление у подростков стремлений к новым формам взаимоотношений с родителями и учителями;

2) в поведении появляется прямое отражение полового созревания.

Суть кризиса заключается в глубоком качественном изменении всего процесса психического развития ребенка, его внутреннего мира (а не в ярких внешних проявлениях поведения)

 К симптомам кризиса относятся:

  1. Снижение продуктивности учебной деятельности (а также способности ею заниматься) даже в тех сферах, где подросток одаренный.
  2. Негативизм. Подросток как бы отталкивается от окружающих. Склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, у него часто возникает внутреннее беспокойство, недовольство, стремится одиночества и самоизоляции.

Юношеский возраст – период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью.

Возрастные границы: 17-21 год – для юношей и 16-20 лет – для девушек.

Ведущий вид деятельности: учебно-профессиональная деятельность. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы.

Социальная ситуация развития в юношеском возрасте определяется как порог взрослой жизни Она характеризуется тем, что основными задачами является выбор профессии, жизненного пути, социальное и личностное самоопределение

Основные характеристики данного возраста:

  1. Самоопределение (профессиональное и личностное) – это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого.
  2. Саморефлексия. Девушка и юноша начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды мораль.
  3. Это период формирования жизненных планов. Из мечты и идеала, как заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистичный, ориентированный на действительность план деятельности.

Центральный психологический процесс в юношеском самосознании – формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства. Каждый юноша/девушка переживает кризис идентичности. Его причина заключается в том, что формирование идентичности достаточно длительным и сложным процессом, поскольку это зависит от принятия индивидом своих решений, взятие на себя ответственности за свои решения, за выбор ценностей, будущей профессии. Если идентичность не сформируется, то человек “не находит себя”, своего места в обществе, в труде.

В юношеском возрасте развитие взаимоотношений со сверстниками и взрослыми также идет раздельно. Отношения со сверстниками разделяются на товарищеские и дружеские. Юношам и девушкам очень важно общение со взрослыми: они вслушиваются в их слова, наблюдают за их поведением, в некоторых случаях склонны к идеализации. В раннем юношеском возрасте появляется новое чувство: любовь. Ее возникновение обусловлено: 1) половым созреванием, завершающимся в ранней юности; 2) желанием иметь близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные темы; 3) потребностью в сильной эмоциональной привязанности, понимании, душевной близости.

 Агрессивное поведение подростков является одной из наиболее актуальных социальных проблем. Давайте разберемся, что же такое “агрессия” и “агрессивность”? Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)

Агрессия – это поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда другим людям.

Можно сказать, что агрессия – это акт нападения.

Агрессивность – приобретенное личное качество, готовность к агрессии. Агрессивность формируется в течение жизни и, в частности, в процессе социализации личности.

Поведение называется агрессивным при наличии двух обязательных условий:

  • когда имеют место губительные для жертвы последствия;
  • когда нарушены нормы поведения.

Давайте же подумаем с Вами, в чем причины агрессивного поведения наших подростков? Обсуждения и комментарии родителей.

Самое трудное – понять причины поведения подростка, объяснить мотивы, побудившие действовать.

Причины агрессивного поведения подростков таковы:

Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым необходимо отнести: ближайшее окружение подростка (семья, группы сверстников), макросреда - образовательные учреждения в которых подросток прибывает длительное время (колледж, музыкальная школа, спортивные кружки), а также – традиции данной культуры, средства массовой информации, личностные черты и особенности подростка.

Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы. Реакция родителей на неправильное поведение подростка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами – вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение подростка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.

В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными. И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека .

Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.

Не менее важным в формировании индивида являются воздействия макросреды - школы, колледжа, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену образовательного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией.

Сведения об агрессии подросток получает также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других подростков. Подростки, кто наиболее агрессивен, скорее всего, оказываются отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, т.к. в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации и реклама.

Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей.

Существуют следующие формы проявления агрессии:

физическая агрессия – использование физической силы против другого лица;

косвенная агрессия – действия, направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битьё кулаками по столу, хлопанье дверью и др.);

вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму (крик, визг, ссора) и содержание словесных ответов (угрозы, ругань);

склонность к раздражению – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость);

негативизм – оппозиционная манера в поведении, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия;

подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Рекомендации родителям по профилактике агрессивного поведения.

  1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
  2. Акцентирование внимания на поступках. А не на личностях.
  3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
  4. Снижение напряжения ситуации.
  5. Обсуждение с подростком поступка (конструктивный диалог).
  6. Сохранение положительной репутации ребенка.
  7. Демонстрация неагрессивной модели поведения.

Для преодоления подростковой агрессии в своём арсенале уважаемые родители вы должны иметь: внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость, обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора, ответственность, такт.

Направления коррекционной работы с агрессивными подростками.

  1. Если агрессия является осознанным, контролируемым актом со стороны подростка, то для взрослого важно не поддаться на эту манипуляцию, при этом можно достаточно жёстко пресечь агрессивные действия.
  2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:

Обучение подростка контролю над своими эмоциями. Нужно учить выплёскивать внутреннее напряжения через активные действия, занятие спортом, подвижные игры.

Развитие у подростка умения снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание спокойной музыки, медленные танцы, дыхательные упражнения и т.п.).

Обучение умению предъявлять свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.

Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.

Пока наши дети еще рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие цели они перед собой ставят, насколько эти цели истинны и реальны, как помочь ребятам не разочароваться и не потерять себя в жизни.

 

 

свернуть